Екатерина Русова
Конспект организационно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: Богатыри
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организационно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Богатыри земли русской».
Цель: воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического восприятия.
Задачи:
Публикация «Конспект организационно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: Богатыри» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• воспитывать в детях гордость за своих предков, патриотические чувства и любовь к своей Родине; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
• познакомить детей с одеждой и оружием богатырей;
• развивать представления детей о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче;
• развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Предварительная работа:
рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», чтение сказок «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Активизация словаря:
Богатырь, кольчуга, доспехи, меч, булава, палица, копьё, лук и стрелы, шлем, наплечная бармица, панцирь, щит.
Оборудование: проектор, презентация, спортивные снаряжения, костюм богатыря.
Ход образовательной деятельности:
(Минута эмоционального настроя)
Дети входят в зал.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: (кланяются, прижав руку к груди)
- Здравствуйте, люди добрые!
Ребята, собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Воспитатель: ребята, давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были леса. На этой земле жили наши предки – славяне. Впоследствии они основали свое государство и назвали его Русью. На славян часто совершали набеги хазары, монголы-татары и печенеги. Они опустошали земли и уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень храбрые люди. Ребята, скажите, как назывались наши предки, которые защищали землю русскую от врагов?
Дети: богатыри.
Воспитатель: Алина, расскажи, пожалуйста, что ты знаешь о русском богатыре :
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Воспитатель: правильно. Богатыри – это люди безмерной силы и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов. Ребята, мы уже прочли немало сказок о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются.
Дети: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Воспитатель: ребята, подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». И сегодня мы с вами поговорим об этом произведении искусства.
Воспитатель:
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они!
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли!
- Ребята, давайте рассмотрим картину и побеседуем о ней.
Скажите, пожалуйста, кто изображен на картине художника Васнецова?
Дети: три богатыря.
Воспитатель: кто находится в центре картины?
Дети: Илья Муромец.
Воспитатель: в центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Родился он в селе Карачарово, что под Муромом. Согласно былинам, Илья Муромец до 33-х лет не мог ходить. Он был разбит параличом, а затем получил чудесное исцеление от старцев. Это самый старший опытный и могучий богатырь. У Ильи Муромца благородное лицо. Богатырь хорошо вооружен : с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и копье. Одет он в железную кольчугу, на голове – шлем. Любит богатырь Родину и честно ей служит.
- Ребята, скажите, а кто стоит слева от Ильи Муромца?
Дети: Добрыня Никитич.
Воспитатель: Добрыня Никитич – известный и любимый народом воин. Добрыню иногда величают князем. Он умен, образован, а также искусен в боях, плавании и в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен каменьями, меч у него булатный, а взгляд – зорький. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно чует врага.
- Ребята, скажите, а как зовут третьего богатыря?
Дети: Алеша Попович.
Воспитатель: третий богатырь – Алеша Попович – сын священника. Он тоже храбрый и смелый воин, но не такой сильный, как Илья или Добрыня. Алеша славится своей ловкостью, быстротой и находчивостью. Он и воин, и гусляр. Вооружен он скромнее. В левой руке он держит лук. Рыжий конь подстать Алеше: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником.
Давайте с вами поближе познакомимся с одеждой и оружием богатырей.
- Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей и встретиться с одним из них?
Дети: да.
Воспитатель: тогда нам нужно собираться в путь, где нас будут ждать приключения и препятствия от Змея Горыныча. Знаю, что вы ребята дружные и смелые. Дружба поможет вам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нё м написано:
Направо пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Налево пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
Дети:
- Налево.
Воспитатель:
- А где левая сторона?
Дети показывают левую сторону.
Воспитатель:
- Ну, что же, в путь!
На полу разложена дорожка, по которому детям нужно пройти с закрытыми глазами, держа руки на поясе.
Задание №1. Для начала разомнитесь
По дорожке вы пройдитесь
Со ступать с нее нельзя
Пропасть вас там ждет, друзья.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Задание №2. Вот преграда на пути. Ее так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать и пословицы сказать.
- Ребята, назовите пословицы о смелости и отваге.
Дети:
1. Тот герой, кто за Родину горой.
2. Жить – Родине служить.
3. Если дружба велика, будет Родина крепка.
4. Смелость силе воевода.
5. На Руси не все караси, есть и ерши.
6. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Воспитатель: молодцы, ребята, справились с заданием. Идемте дальше.
Задание№3. Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей-разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
Воспитатель: Ребята, здесь нужно перейти через реку по камушкам.
- Молодцы, ребята. Сейчас вас ждет последнее испытание.
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути, тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай! И оружие скорее выбирай.
Д/и «Старинное и современное оружие»
Воспитатель: молодцы, ребята! Справились с заданиями. Теперь вы стали ещё сильнее и ловчее, прям как настоящие богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков :
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит богатырь и читает стихотворение:
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Воспитатель: ну, вот, ребята, и подошло к концу наше сказочное путешествие. Скажите, пожалуйста, картину какого русского художника мы с вами сегодня рассмотрели? Ребята, скажите, как звали богатырей, о которых мы сегодня говорили?
Воспитатель: мы с вами преодолели все опасности и препятствия, увидели богатыря и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. Я надеюсь, что богатыри русские будут примером для подражания в вашей жизни. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.