Наталья Волкова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками в подготовительной «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками в подготовительной
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие в лес»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками в подготовительной „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Цель: Продолжать формировать знания и представление детей о неразрывной связи человека с окружающей с природой.
Задачи:
Познавательное развитие: Способствовать укреплению знаний о лесе и его обитателях. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах. Группировать предметы по общему признаку («Времена года», «Полевые цветы», «Птицы». Совершенствовать знания о временах года. Умение находить выход из создавшихся ситуациях и выполнять задания умственного направления: решать арифметические задачи путём вычитания в пределах 6, выполнять счётные операции. Упражнять в умении дорисовывать фигуры. Ориентироваться на листе бумаги. Развивать познавательную активность, внимание.
Речевое развитие: Развивать связную речь, не нарушая слоговую конструкцию в предложении. Развивать интонационную выразительность речи. Придумывать слова-синонимы. Правильно употреблять предлоги в, на, за, из - за, из-под. Упражнять в умении пользоваться словами-действиями. Согласовывать существительные с глаголами. Развивать логическое мышление.
Физическое развитие: Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий. Совершенствовать умение детей сочетать игровые движения с речью.
Художественно-эстетическое развитие: Упражнять в умении дорисовывать рисунок. Социально-коммуникативное развитие: Формировать умение уважать других при выполнении различных заданий. Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь своим сверстникам.
Методы и приёмы:
Наглядные: больше и меньше, искусственные цифры от 1 до 10, план – схема. Словесные: беседа, загадка, чтение стихотворения рассматривание картинок с изображением жителей леса, картинки изображением времён года с применением ИКТ, плакат «Лиственные и хвойные деревья», решения задачи, цифры от 1 до 10, знаки, составление рассказа.
Практические: физкультминутка, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, решение арифметической задачи, работа с разрезными картинками, рисование в раскрасках, танцевальные упражнения с цветами.
Материал и оборудование: интерактивная доска, презентационные слайды, музыкальный центр с записью музыки П. И. Чайковского, плакат «Деревья», предметные картинки по теме: «Птицы, «Времена года»; разрезные картинки по теме: «Деревья», костюм Лесовичка, план – схема, полевые цветы и раскраски на каждого ребёнка; игрушка ёж, на спине нанизаны 8 яблок.
Формы организации деятельности совместной деятельности.
Детская деятельность Формы организации совместной деятельности
1. Двигательная - выполнение разных видов ходьбы и бега (на носочках, змейкой. Боковым приставным шагом, - перепрыгивание через препятствия (лужи, кочки, - физкультурная минутка «Лесные жители», - мелкая моторика «Собери картинку»,
2. Игровая- математическая игра: «Сосчитай яблоки», - дидактическая игра: Назови время года»,
- игровое упражнение: «Кто, что делает?»,
- игра на моторику: «Собери картинку»,
- игровое упражнение: «Что будет сегодня, было вчера, будет завтра и послезавтра»,
- игра – перевоплощение: «Я – цветок»
3. Коммуникативная беседа на основе сюжетных картинок «Времена года»,
- отгадывание загадок,
- ответы на поставленные вопросы, - классификация по темам: «Птицы», «Полевые цветы», «Деревья», - составление рассказа по серии картинок «Времена года»
4. Музыкально - художественная - выполнение движений под музыку «Барнарола» (июнь) из цикла П. И. Чайковского,
- слушание записи голосов птицы,
- использование музыки П. И Чайковского «Подснежник» (апрель) из цикла «Времена года)
5. Продуктивная Дорисовывание недостающих элементов в раскрасках в свободное от занятий время
6. Чтение художественной литературы Выразительное чтение с детьми стихотворений о полевых цветах
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель приглашает подойти детей и начинает разговор: «Дети, когда шла утром на работу, то встретила Лесовичка. Он пригласил вас в лес». Прежде чем отправится в путешествие в лес, давайте вспомним, где мы были вчера? А завтра мы отправимся в путешествие на корабле в дальние страны, где живут животные Севера. Послезавтра в детском саду будет спортивное развлечение: «Весёлые старты». Все запомнили. Давайте повторим. Лесовичок оставил нам различные задания. Дети стоят полукругом около воспитателя, внимательно слушают. Поддерживают разговор, отвечают на вопросы.
- развитие внимания и памяти,
- активность,
- овладение понятиями «сегодня», «завтра», «послезавтра
2. Воспитатель предлагает первое задание: «Отгадай загадку»: Ежегодно приходит к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет… Затем предлагает придумать слова-синонимы к словам. Дети внимательно слушают загадку, размышляют и отгадывают её. Придумывают слова-синонимы к словам :
- седой (белый, старый, пожилой,
- молодой (красивый, активный, - плачет (рыдает, переживает,расстроенный)
Развитие слухового внимания и сообразительности.
- Различие понятий слова – синонимы и слова – антонимы.
3.- Обращает внимание на экран интерактивной доски, на которой появляются слайды картинок времён года и объясняет новое задание: - назвать последовательно времена года., составить небольшой рассказ по серии картинок. - Воспитатель даёт оценку, одобряет и приглашает отправиться в путешествие.
- Дети сидят полукругом.
- Рассматривают слайды.
- Называют времена года по предложенному варианту.
- Проявляют знания о последовательности времён года.
- Рассказывают о характерных особенностях каждого времени года. - Умение связно, последовательно составлять рассказ, используя структурные особенности предложения.
– Развитие логического мышления.
3. Взрослый приглашает детей отправиться в путешествие и говорит детям: «Дорога будет нелёгкая, на пути будут встречаться извилистые тропинки, кочки, ямы, а может быть и речка. Приготовились? Отправляемся в путь (звучит музыка). Физкультурная минутка: «Лесные жители». - Дети активно участвуют в проведении физкультурной минутки и повторяют движения согласно тексту: «Добрый лес, старый лес (дети широко разводят руки в стороны,
Полный сказочных чудес (повороты вправо – влево с вытянутыми руками, Мы идём гулять сейчас (ходьба на носочках друг за другом, И зовём с собою вас (змейкой идут,
Вот тропинка появилась (чередовать: на носочках – змейкой, Появились лужи, кочки, ямы (перешагивают и перепрыгивают,
Длинный, узкий мостик впереди (идут боком приставным шагом, Все идём бочком.
Ждут нас на лесной опушке (присесть,
Птички, бабочки, зверушки. Птички в гнёздышках проснулись (лёгкий бег врассыпную, дети изображают движения птиц, Улыбнулись, встрепенулись: «Чик – чирик, друзья привет! Мы летим выше всех!» (машут крыльями, хвостиком)
- Наблюдается координация движений при ходьбе и беге, сохранение устойчивого положения. - Согласование движений с речью.
5. Воспитатель обращает внимание на лёгкий звон и шум (звучит запись голосов птиц). - Предлагает узнать птиц по голосам.
– Поиграть в игру: «Узнай, какая птица лишняя?».
- Объясняет правила игры: определить, какая птица лишняя и почему. - Предлагает объединить птиц по группам: зимующие, осёдлые, перелётные. - Воспитатель ведёт обсуждение с детьми, помогает, направляет. – Организует игру: «Перелётные, зимующие, осёдлые» и знакомит с игровыми действиями: если птица перелётная – имитация полёта, если зимующая – присесть, если осёдлая – хлопнуть в ладоши.
Внимательно слушаю запись. Применяют предметные карточки с изображением птиц, которые находятся на мольбертах. Активно выполняют заданные действия в подвижной игре. - Умение правильно объединять птиц по принципу места обитания в разное время года. - Развитие слухового внимания.
6. Воспитатель предлагает посчитать зверушек (счёт от 1 до 8 и от 8 до 1). Показывает игрушку ёжика и предлагает поиграть в игру «Сосчитай яблоки». - Ёжик собрал яблоки.
– Сосчитайте, сколько яблок несёт ёжик.
- Посмотрите одно яблоко ёжик уронил.
– Решение задачи (сколько нёс яблок ёжик? Сколько упало? Запись задачи по схеме). Дети ведут счёт игрушек от 1 до 8, затем обратно от 8 до 1. - Расматривают ёжика, считают яблоки. Дети рассуждают, и делают запись на доске вместе с воспитателем.
- Объясняют решение задачи.
- Закрепление прямого и обратного счёта в пределах 8.
- Умение правильно решать простую арифметическую задачу на вычитание. - Развитие мыслительных операций.
– Формирование понятия «Деревья»
7. Обращает внимание детей на плакат «Деревья» и просит назвать деревья лиственные и хвойные.
– Предлагает поиграть в игру: «Сложи картинку». Говорит, что надо быть внимательным, не отвлекаться и правильно сложить картинку. Самостоятельно определить название лиственного или хвойного дерева. - Дети внимательно рассматривают и называют деревья. - Складывают разрезную картинку из 5 – 6 частей.
- Называют дерево и сравнивают с деревом, которое изображено на плакате.
- Развитие мелкой моторики.
– Закрепление понятий по теме: «Деревья».
8. Показывает на слайдах картинки и предлагает выполнить новое задание. Игра: «Кто что делает?». Напоминает действие игры:
1. Рассмотреть картинку,
2. Определить действие и ответить полным предложением.
- Внимательно рассматривают картинки и отвечают на вопросы:
1. Что делает белка? (прыгает с ветки на ветку,
- Что делает тигр? (прячется за дерево,
- Что делает кенгуру? (прыгает с кенгурёнком,
- Что делает бабочка? (садится на цветок,
- Что делает белый медведь? (достаёт рыбу из воды, - Что делает лисичка? (выглядывает из - -за пенёчка, - Что делает паучок? (спит в углу,
- Что делает мышка? (бегает под ногами)
- Умение отвечать полными предложениями,
- Сочетание глагола с существительным,
- употребление предлогов в предложение.
9. Воспитатель обращает внимание на волшебную поляну, на которой растут цветы. – Предлагает выбрать любой искусственный цветок и встать в круг. - Вспомнить стихи о цветах, которые учили
- Выбирают цветок, называют его и встают в круг. – Читают выразительно стихи:
1. «Колокольчик» Н. Герасимова
В модной шляпке голубой, Колокольчик озорной,
С кем не повстречается – До земли склоняется!
2. Незабудки Е. Серова
Их видимо – невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал, Весёлых, голубых!
- Умение правильно группировать предметы по теме: «Полевые цветы».
– Выразительное чтение стихотворений.
10. Хвалит детей и предлагает превратиться в волшебные цветочки. – Выполнить танцевальные движения под музыку по своему желанию. – Воспитатель рассказывает, а дети танцуют: «Наступила весна. Пробуждается природа. Появились проталины. Снег растаял. И вот из – под земли медленно поднимаются тонкие стебелёчки. Качает их ветерок. Появились маленькие зелёные листочки, появился бутончик. Бутончик совсем маленький и пока не раскрывается. Выглянуло солнышко, обогрело землю, полянку и все цветы, которые на ней появились. И от солнечного тепла и ласки солнечных лучей распустились бутоны».
Дети с цветами танцуют под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».
- Понимание характера музыкального произведения,
- выполнение движений по тексту и по своему желанию.
11. Воспитатель говорит: «Вот мы и пришли к домику Лесовичка.
– Выходит Лесовичок (взрослый в костюме) и обращается к детям: «Доброе утро, дети! Молодцы, выполнили все мои задания. Хорошо вели себя в лесу (не шумели, не ломали веток, не сорили, не обижали зверушек и птиц). Дарю вам свои волшебные раскраски, только вот потрудиться вам очень придётся. Надо будет сначала дорисовать предметы, а потом только их раскрасить. В следующий раз, когда ко мне придёте в гости обязательно покажите, как вы нарисовали. Договорились?» - Активное взаимодействие с Лесовичком – хозяином леса.
– Берут раскраски, благодарят Лесовичка и прощаются с ним. Употребление вежливых слов (здороваться, прощаться, благодарить).
12. Предлагает вернуться в группу по знакомой дорожке. – Подводит итог:
1. Что вам запомнилось больше всего в лесу?
2. Короткая беседа по вопросам:
- вспомните, в какое путешествие отправимся завтра? – когда будет праздник «Весёлые старты?» Молодцы!
- Выполнение двигательных упражнений (ходьба и бег, перепрыгивание через ямки и кочки, ходьба по мостику).
– Примерные ответы детей:
- Понравилось слушать голоса птиц, - собирать разрезную картинку,
- составлять рассказ,
- танцевать с цветами,
- понравился подарок от Лесовичка.
- Согласование движений рук и ног при ходьбе и беге,
- Активность детей при ответах,
- Желание выполнить новые задания Лесовичка