Коротаева Лидия Николаевна
Конспект организации современной образовательной развивающей сюжетной игры (Сорси) «Путешествие в страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие любознательности и познавательной активности детей.
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания детей о звуках (речевых, музыкальных, шумовых)
- совершенствовать навыки основных видов движений;
- приучать детей к контролю и самоконтролю;
- продолжать формировать навык ориентировки в пространстве, используя разные варианты двигательных действий детей;
- содействовать развитию чувства ритма, внимания, умение согласовывать движения с музыкой.
-продолжать учить детей решать проблемные ситуации в игровой деятельности.
Развивающие:
Публикация «Конспект организации современной образовательной развивающей сюжетной игры (Сорси) „Путешествие в страну звуков“» размещена в разделах
-развивать фонематический, музыкальный, звуко-высотный слух,
- развивать у детей ловкость, координационные способности, саморегуляцию в двигательной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения, используя игру, как основную форму.
Ход мероприятия.
Дети заходят в зал. Здороваются.
Логопед. Ребята, посмотрите, как светло и тепло в нашем зале. Как вы думаете, почему?
Ответы детей (хорошая погода, солнышко светит).
Логопед. Правильно. А ещё здесь так светло и тепло от ваших улыбок. Я вижу, что у вас сегодня очень хорошее настроение. А что мы можем делать, когда у нас прекрасное настроение?
Ответы детей (играть, смеяться).
Логопед. А ещё можно спеть какую-нибудь весёлую песенку.
Муз. руководитель. Ребята, а у меня как раз есть для вас очень весёлая песенка. Давайте её споем вместе.
Дети подходят к пианино. Музыкальный руководитель достает ноты и обнаруживает, что лист с нотами повреждён.
Рядом обнаруживается письмо. Музыкальный руководитель зачитывает содержимое письма.
Ну что? Обнаружили пропажу. Это я похитил ваши буквы и ноты. Теперь, чтобы найти их, вы должны отправиться в страну звуков и пройти серьёзные испытания. За каждое правильно выполненное задание вы получите часть изображения того предмета, в котором находятся похищенные буквы и ноты. Если соберёте все части, сможете узнать, где находится ваша пропажа, а может быть даже найдете её, если будете очень внимательными.
Звукоед. [/b]
Инструктор по физ-ре. Ребята, по- моему, надо отправиться в Страну звуков.
Но вначале проведём небольшую разминку.
Ходьба и бег по залу с речевым сопровождением
Логопед. Но нам не придётся далеко идти или ехать, потому что звуки окружают нас везде. Сегодня мы вспомним, что же такое звук.
Я предлагаю вам послушать тишину. Что можно услышать в тишине? Закройте глаза. Прислушайтесь. Что вы услышали?
….
Звуки мы (что делаем) ….слышим
Какие звуки вы сейчас услышали?
Дети. Речевые, музыкальные, шумовые….
Инструктор по физ-ре. Мы должны отправиться к первому испытанию. И в этом нам помогут мячи-прыгуны.
Прыжки на мячах-хопах до ориентира и обратно.
Муз. руководитель. Итак, первое задание, которое вам надо выполнить связано с музыкальными звуками.
Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Мы с вами на занятиях познакомились с шумовыми и музыкальными звуками. А где живут музыкальные звуки?
Ответы детей….
Правильно, прежде всего, звуки живут в музыкальных инструментах. У каждого музыкального инструмента есть свой звук, который имеет свою окраску или тембр. Давайте сейчас мы вспомним музыкальные инструменты и как они звучат. Прослушав звучание инструмента, попробуйте угадать его и найти картинку этого инструмента.
Проводится игра «Назови музыкальный инструмент».
После выполнения задания дети получают фрагмент картинки и помещают его на магнитную доску.
Инструктор по физ-ре. Продолжаем наше путешествие.
Дети по очереди преодолевают полосу препятствий: прыжки из обруча в обруч, далее передвигаются по «живому туннелю», затем проходят по канату мелким шагом (пяточка, носочек)
Логопед. Перед вами новое испытание. Нам пора поговорить о речевых звуках.
Нас с вами окружает большое количество разных предметов. Все они имеют своё название. А из чего состоят эти названия.
Дети. Из звуков
Логопед.
-Какие бывают речевые звуки?
Дети. Гласные и согласные.
Логопед. На занятиях мы учимся различать гласные и согласные звуки.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается ….гласный.
А другие все согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Весьма разнообразные
Звуки те … согласные
Логопед. А какими бывают согласные звуки?
Дети. Твёрдыми и мягкими.
Логопед. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы определять звуки и давать их характеристику.
Перед вами знакомые предметы. Вам надо взять по одному, сказать, что это. Назвать первый звук в слове, дать ему характеристику и поместить предмет на один из столов. Если звук гласный –на красный стол, если согласный твёрдый – на синий, если согласный мягкий – на зелёный.
Проводится игра «Рассели звуки»
Логопед. Вы правильно выполнили задание и получаете фрагмент картинки.
Инструктор по физ-ре. Ребята, чтобы приступить к выполнению следующего задания вам потребуется сила и ловкость, потому что нужно будет переправиться через реку на лодках. Вот ваши лодки (скейты, а вместо весел мы будем использовать руки.
Дети на скейтах по очереди переправляются через воображаемую реку.
Муз. руководитель. Ребята, прослушав звучание различных предметов, мы сделали вывод, что у каждого предмета свой звук. А когда мы слышим стук, шуршание, шелест, скрип, мы слышим высоту звука? (Ответы детей) Правильно, эти звуки не имеют высоты, а значит, они шумовые. А если есть звук и у звука есть высота, значит должна быть музыка. Давайте проверим это с помощью эксперимента.
Перед вами несколько одинаковых стеклянных бокалов, они пустые. Послушайте их звучание (Педагог стучит по бокалам железной палочкой). Как звучат бокалы? (ответы детей) Бокалы звучат одинаково. Сейчас кто-нибудь нальет в бокалы разное количество воды, и мы снова будем слушать звучание бокалов.
Проводится эксперимент.
Сейчас мы услышали разные по высоте звуки: в бокалах с меньшим количеством воды звук выше, в бокалах с большим количеством воды звук ниже. А если звуки обладают высотой, то они музыкальные, значит можно наиграть мелодию? Давайте проверим. (Педагог играет мелодию на бокалах)
Давайте проверим от чего еще зависит высота звука. Возьмем два музыкальных инструмента: скрипку и контрабас. Предметы очень похожи, но различаются по размеру. У какого инструмента звучание будет выше?
Ответы детей…
Правильно. Скрипка звучит выше, чем контрабас. Как вы думаете, от чего это зависит?
Ответы детей…
Муз. руководитель. Правильно. От толщины струны и размера музыкального инструмента. Давайте это проверим на музыкальном инструменте – гуслях, у которых струны разной толщины и длины. Педагог показывает звучание разных струн.
Логопед. Ребята, а как вы думаете высоту имеют только музыкальные или и речевые звуки? Ребята, скажите, а какими ещё могут быть звуки?
Ответы детей (Громкими и тихими, высокими и низкими)
Логопед. Конечно, речевые звуки тоже бывают высокими и низкими. Мы можем услышать это, когда сравним речь, например, сказочных персонажей.
Прослушивание отрывка из сказки «Три медведя»
Кому принадлежит первый отрывок?
Дети. Это медведь, его голос низкий,
Логопед. А второй голос кому принадлежит?
Дети. Это медвежонок. Его голос высокий.
Логопед. А от чего зависит высота звучания голоса?
Дети. От размера. Медведь большой, а медвежонок маленький
Логопед. А теперь давайте попробуем сами показать, как можно изменить высоту своего голоса.
Разыгрывается эпизод из сказки «Три медведя»
После выполнения задания, дети получают фрагмент картинки и помещают его на магнитную доску.
Инструктор по физ-ре. Чтобы приступить к следующему испытанию, давайте проверим, какие вы меткие и ловкие.
Участники команд по очереди добегают до ориентира и забрасывают в корзину мешочки правой и левой рукой.
Логопед. Кроме речевых и музыкальных звуков мы каждый день слышим различные шумовые звуки, которые издают окружающие нас предметы. Сейчас, чтобы получить новый фрагмент, вы должны определить, какие предметы издают эти звуки…
Логопед за ширмой производит действия с различными предметами. Дети отгадывают, что звучит.
(Наливать воду в стакан, резать бумагу ножницами, застёгивать молнию, звенеть монетами, смять лист бумаги, забить молотком гвоздь, разорвать кусочек ткани, сдуть воздушный шарик, листать книгу, развернуть конфету …)
Логопед. Вы правильно отгадали предметы и получаете ещё один фрагмент картинки.
Инструктор по физ-ре. Перед последним испытанием вам нужно будет пройти, сохраняя равновесие по массажным дискам, по следам и пролезть в ворота через «паутину»
Муз. руководитель. Мы подошли к последнему испытанию.
Звуки природы.
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечно своей
Мир наполняет природа. В. Семернин
Ребята давайте присядем на ковер и послушаем звуки природы. Попробуйте угадать эти звуки.
Проводится игра «Угадай звуки природы»
После игры дети получают последний фрагмент, собирают изображение сундучка.
Находят сундучок в зале, достают нотный лист. Поют песню