Валентина Игнашина
Конспект организации и руководства хозяйственно-бытовым трудом детей дошкольного возраста в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать культуру труда; формировать знания детей о последовательности трудового процесса; поощрять желание заботиться о младших ребятах, воспитывать желание трудиться.
Задачи:
1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
Публикация «Конспект организации и руководства хозяйственно-бытовым трудом детей дошкольного возраста в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
3. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
4. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Материалы и оборудование: для мытья игрушек – таз, щетки, губки, мыло в мыльнице;
Для перекладывания вымытых игрушек – поднос, чтобы вода не стекала;
Таз для споласкивания игрушек – поднос, для перекладывания чистых игрушек
Три полотенца для вытирания игрушек
Фартуки для детей – 6 штук
Половая тряпка – для нечаянно пролитой воды.
Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры, непосредственное участие детей в трудовой деятельности.
Методы и приемы: создание проблемной ситуации «Грязные игрушки у малышей», беседа, интригующее начало, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.
Прогнозируемый результат: в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что помощь малышам, может быть оказана и доказана не только на словах,но и наделе (в трудах).
Конспект руководства хозяйственно-бытого труда детей старшей группы в форме коллективного труда.
1. Организационный момент.
В. : - Ребята помните, к нам вчера обратилась за помощью Людмила Вениаминовна – воспитатель младшей группы? Она попросила нас вымыть игрушки для детей ее группы, и мы обещали ей помочь. И для этого мне нужны шесть желающих. Кто это будет делать, подойдите ко мне. Еще нам нужны ребята для того, чтобы отобрать игрушки, подлежащие ремонту. Подошло 8 ребят :
София
Ксюша
Таня
Света
Ваня
Саша
Андрей
Алеша
- Я предлагаю вам разделиться на подгруппы. Для мытья игрушек мне нужно 6 детей (дети по желанию подняли руки) это: София, Ксюша, Андрей, Света, Ваня и Саша.
- Другим ребятам я предлагаю отложить игрушки, нуждающиеся в ремонте это: Таня и Алеша.
В. : - Я горжусь тем, что у нас в группе такие помощники!
Ксюша: - Ведь малыши сами не могут это сделать, а играть грязными игрушками неприятно!
В. : - Мы же с вами читали произведение Корнея Чуковского «Мойдодыр» о том, что нужно содержать в чистоте, как себя, так и все вещи тебя окружающие.
Андрей: - Да читали. Мы еще знаем пословицы про чистоту.
Таня: Кто аккуратен, тот людям приятен!
Алеша: Чистота – залог здоровья.
Соня: Чистота – лучшая красота!
В. : - Правильно ребята. Как хорошо, что вы вспомнили пословицы. Молодцы! А я вспомнила такую пословицу - Всякая помощь хороша вовремя.
- Итак, мы решили вымыть игрушки, что нам понадобится, какое оборудование?
Ваня: - фартуки, тазики, подносы, полотенца.
Ксюша:- еще может нам понадобится половая тряпка, вдруг, кто ни будь, разольет воду, нужно будет, быстро подтереть пол для того, чтобы не поскользнутся.
В. : - Умница, Ксюша.
- А как же мы расположим оборудование, чтобы выполнить работу по порядку?
2. Распределение обязанностей
Саша: - Нам нужно между собой распределить обязанности.
В. : - Молодцы, сами догадались, что это задание будет удобнее выполнять, если всю работу распределить между собой: кто-то будет мыть игрушки, кто-то вытирать. Ребята, вытирать игрушки дольше, чем мыть, а споласкивать еще быстрее. Поэтому, надо поручить двоим детям, мыть игрушки, троим – вытирать, а одному споласкивать.
- Подумайте, в каком порядке будете выполнять работу, Как должен действовать каждый из вас?
Таня. : - Мы с Алешей будем перебирать игрушки, и подавать ребята.
В. : - Здорового.
(дети быстро рассказали дальнейшие действия)
Дети: - Кто вымыл игрушку, ее надо поставить на поднос, чтобы стекла вода; другой сполоснет игрушку, и переставит на другой поднос, а потом с этого подноса возьмут игрушки те, кто будет вытирать их и складывать в корзину.
В. : - Теперь надо договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Когда трудятся вместе, нужно обязательно распределять работу и вместе решить вопрос, кто и чем будет заниматься.
(ребята самостоятельно, по силам и возможностям распределили «должности»).
Соня, Ксюша – моют игрушки
Саша – споласкивает
Света, Андрей и Ваня – вытирают.
В. : - Теперь подумайте, какое оборудование нам понадобится и как его расставить. Я предлагаю составить два стола и уже на них расположить все оборудование. А теперь, принесите все, что вам надо, и расставите так, чтобы всем было удобно работать.
(дети приносят все необходимое)
В. : - Ну, а теперь, что нам нужно сделать?
Дети. : - Надеть фартуки, и за дело.
В. : - Правильно, молодцы! Какой наш девиз?
Дети. : - «К труду готов, больше дела, меньше слов».
(звучит ободряющая музыка)
Дети приступают к работе, помогая дуг другу одеть фартуки.
Я, контролирую последовательность осуществления трудовых действий, напоминаю правила совместных действий на основе доброжелательного отношения к сверстникам.
3. Рефлексия (подведение итогов).
Закончив задание, я напоминаю детям, о том, чтобы они не забывали навести порядок на своих рабочих местах.
В. : - Молодцы ребята, игрушки просто блестят чистотой, надеемся, малыши будут довольны вашей работой.
(в это время подошла и воспитатель младшей группы, Людмила Вениаминовна)
Л. В. : - Спасибо вам ребята за слаженную, быструю работу. Наши малыши передают вам угощения, за отличную работу.
- До свидания дети, надеюсь, что вы нам в следующий раз, не откажите в помощи.
Дети. : - до свидания!
В. : - Вспомните, ребята, какая изначально цель стояла перед нами?
Ксюша. : - Воспитатель младшей группы попросила нас вымыть игрушки для малышей.
В. : - Еще что?
Соня. : - Еще мы должны были определить последовательность выполнения.
В. : - Правильно, вы большие молодцы. Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Сделал дело, гуляй смело! Кто еще знает пословицы о труде?
Алеша. : - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Ваня. : - Дело мастера боится.
Саша. : - Терпенье и труд все перетрут.
В. : - Спасибо, вы хорошо потрудились.
Самоанализ организации и руководства хозяйственно-бытового труда детей дошкольного возраста.
Организация трудовой деятельности осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.
В самом начале, деятельности, детям были поставлены цели: - помочь малышам; - распределить последовательно обязанности выполнения трудового действия.
Я сразу озвучила детям проблемную ситуацию, на решение которой откликнулись желающие помочь. Детей, оказалось, по количеству больше, чем предполагалось. Чтобы не отбить желание помочь малышам, у лишних ребят, я предложила им, заняться сортировкой игрушек. Это задание дети выполнили без особых затруднений.
Ребята без особых затруднений, с небольшими наводящими вопросами, рассказали алгоритм трудового действия. Договорившись между собой самостоятельно, без моей помощи, распределили обязанности между собой по возможностям.
При выполнении задания я обращала внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование и приступили к выполнению. Я наблюдал, как дети дают оценку друг другу, не завышая и не занижая ее. В процессе труда дети договаривались между собой. Коллективный труд предполагает, что каждый ребенок выполняет определенное трудовое действие (двое моют, один споласкивает, трое вытирают и складывают в корзину). При выполнении задания, я, обращаю внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и так далее.
В процессе трудового действия, определяю, наличие у детей умения, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.
После успешного выполнения детьми трудового действия, я, пришла к выводу, что ребята смогли с не значительной моей подсказкой, наводящими вопросами, смогли самостоятельно достичь поставленных целей. Конечно, этому способствовала предварительная работа с детьми: чтение художественных произведений, заучивание пословиц, которые дети смогли применить в нужном месте. Так же ребята раскрыли для меня свои морально-нравственные качества, такие как: отзывчивость, доброта, целеустремленность и т. д.
Я для себя сделала вывод, что данное трудовое действие прошло не зря.