Юлия Смирнова
Особенности руководства дидактическими играми с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА “ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”
Дидактическая игра-это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П. Усова, В. Н. Аванесова).
Публикация «Особенности руководства дидактическими играми с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Первая-совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Дидактические игры весьма сложны для руководства, которые осуществляются по-разному, в зависимости от возраста детей, т. к. в каждом возрасте свои психофизиологические особенности.
В младшем дошкольном возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственным ориентированием, приучают детей слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, предметом, действием. У детей мл. дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Воспитатель полностью и подробно объясняет правила игры и показывает их в ходе самой игры, принимая в игре на себя ведущую роль. Педагог играет вместе с детьми. Сюрпризный момент должен стоять на первом месте в организации игр - необходимо, прежде всего, вызвать у детей интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть инетереснее. В ходе игры воспитатель использует вопросы, дает советы и предложения, поощряет детей, контролирует их действия.
В среднем дошкольном возрасте необходимо уделить внимание дидактическим играм, направленным на закрепление, обобщение имеющихся знаний у детей, умение использовать приобретенные знания на практике. У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь педагог принимает участие в дидактических играх. Она является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Постепенно, по мере накопления опыта детьми воспитатель начинает играть второстепенную роль в игре, но при возникновении каких-либо проблем в игре, снова включается в нее.
Правила игры объясняются педагогом перед игрой и показываются с помощью “Пробного хода”. Своим примером вопитатель предупреждает неправильные действия детей. В ходе игры педагог внимательно следит за выполнением правил. В ходе игры воспитатель также задает вопросы детям, наводящего или проблемного характера, делает реплики, дает советы, поощряет. На этом возрастном этапе педагог постепенно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, может давать оценку игровых действий, игры.
Таким образом, руководство дидактическими играми требует от педагога больших знаний, высокого уровня педагогического мастерства и такта.