Людмила Голякова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с применение STEM-образования в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Что растворяется в воде?»
Форма работы: экспериментирование
Цель: Формировать элементарные представления у детей старшего возраста о растворимости веществ (сахарный песок, соль, речной песок, жидкое мыло, рис, опилки, гречка) посредством экспериментирования.
Задачи.
1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.
2. Развивать интерес исследовательской деятельности детей.
3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с применение STEM-образования в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материал: Воронка, пробирки, пипетка,, соль, речной песок, жидкое мыло, опилки, гречка, растительное масло.
Демонстрационный материал: коробка-посылка, карточки какие вещества растворяются в воде.
План - конспект
Этапы работы
Игра –приветствие «Друг» :
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Ситуативный разговор
Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли посылку. Но без вас я не стала ее открывать.
Интересно, что лежит в посылке
Вы хотите узнать, что в ней и кто нам ее прислал?
В. Открывает посылку, достает баночка с веществами (соль, речной песок, жидкое мыло, опилки, гречка).
В. - Ребята, что это? (Рассматривают баночки и называют вещества.). Интересно от кого эта посылка?
А вот и письмо.
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Незнайка.
Болтливые сороки рассказали мне, что все эти вещества, которые я вам прислал, растворяются в воде. Но я им не поверил. Вы не поможете мне это узнать?
-Как вы думаете, ребята, все ли эти вещества, которые прислал нам Незнайка, растворяются в воде?
- Как мы можем проверить. Что нужно сделать?
- Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, но прежде чем попасть туда: нужно закрыть глаза и сосчитать до 5.
Ну, вот мы и в лаборатории, давайте ребята вспомним, что можно, а что нельзя делать в лаборатории.
(Воспитатель показывает карточки с символами)
Дети отвечают, а воспитатель обобщает:
- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,
- внимательно слушать задание,
- убирать за собой после опытов,
- мыть руки после окончания опытов.
Молодцы, все знаете и помните, а теперь можно пройти к столам. Посмотрите у нас в пробирках вода, а давайте вспомним, какими свойствами обладает вода?
Что она может делать?
Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о воде? Какая она?
1. Посмотрите на нее (бесцветная).
2. Понюхайте (без запаха).
3. Перелейте в другой стакан (текучая).
Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните.
Первое вещество, с которым мы начнем работать- это соль
ОПЫТ №1 «Как растворяется в воде соль»)
Давайте возьмем ложечки ребята, добавим соль в пробирку с водой и перемешаем.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите соль?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, соль постепенно растворялась в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода?
Ведь мы туда добавили соль.
Дети: Соленная!
Ребята, у вас на столах лежат карточки, где мы будем с вами записывать результаты опыта : если вещество растворяется в воде, то мы его обведём в кружок, если не растворяется в воде, то зачеркнём его карандашом.
ОПЫТ №2 «Как растворяется в воде речной песок»
Воспитатель: А, что же будет, если в пробирку, добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?
Дети: Не растворился.
Воспитатель: он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?
Дети: Мутная, грязная…
Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество).
запись результата опыта на карточке
ОПЫТ № 3 «Жидкое мыло»
Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи?
Дети: Вода + жидкое мыло.
Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?
Дети: растворяется, не растворяется.
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку жидкого мыла в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода?
Дети: мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.
Воспитатель: Что стало с мылом?
Дети: Он растворился.
Как вы думаете, ребята, А эту воду можно пить?
Дети: Нет! Это не съедобное вещество.
Запись результата.
-Ребята предлагаю вам отдохнуть и сделать веселую разминку
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап, кап, кап (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая пробежала – кап, кап, кап
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Мы плечами потрясем,
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим (присесть).
Воспитатель: Молодцы ребята, продолжим наш эксперимент.
ОПЫТ № 4 «Как растворяются в воде гречка»
Воспитатель: Ребята возьмем ложечкой немного гречки и добавим в стакан с водой, а …. в пробирку. Посмотрим, что с ним произойдет.
Дети: Не растворилась.
Запись результата.
ОПЫТ № 5 «Как растворяются в воде опилки»
Воспитатель: Ребята возьмите ложечки и добавьте опилки в стакан с водой. Что произошло?
Дети: опилки не растворяются в воде
Воспитатель: опилки не растворяются, они даже не тонут в воде. Посмотрите на стакан с водой, в которой мы добавляли песок. Что произошло с песком? Дети: он оказался на дне стакана. Почему как вы думаете ребята?
Дети: потому что он тяжелый…
А опилки, какие?
Воспитатель: а опилки такие легкие и непромокаемые, что даже не тонут в воде.
ОПЫТ № 6 «Как растворяются в воде подсолнечное масло»
Ребята возьмите, пожалуйста, Ребята возьмите, пожалуйста, пипетку и стаканчик с водой, а затем возьмите пипеткой небольшое количество масла и капните в воду, что получилось, правильно масло не растворилось, оно растеклось по поверхности воды.
Запись результата.
-Ребята, назовите, какие вещества растворились в воде, а какие нет.
Дети: Соль и жидкое мыло растворились в воде, а речной песок, гречка, опилки и подсолнечное масло в воде не растворились.
Подведение итога.
-Ребята, кто оказался прав?
Болтливые сороки, которые утверждали, что все эти вещества растворяются в воде или Незнайка?
Ведь Незнайка им не поверил и попросил нас проверить.
Анализ работы.
-Вы сегодня хорошо поработали. Все молодцы