Скуратова Елена Александровна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Для чего птицам перья?» группы общеразвивающей направленности детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нашла на просторах интернета, изменив кое-что для себя.
Образовательные задачи: Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.
Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Для чего птицам перья?“ группы общеразвивающей направленности детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Ход занятия:
Мотивация: дети заходят в группу и видят следы птиц и перья. –
Кто оставил следы? (птицы) –
Как догадались? (по перьям и по следам) –
( Просмотр картинок : разнообразие птиц) на телевизоре
Ребята, посмотрите, а все птицы одинаковые
Просматривая картинки, дети играют в дидактическую игру «Скажи наоборот».
У воробья туловище маленькое, а у вороны - (большое).
У вороны клюв большой, а у воробья - … .
Все птицы разные, а что у них общего?
Что отличает их от остальных животных? (Перья) –
Звук письма
Посмотрите ребята, нам пришло видеообращение. Давай его откроем и узнаем от кого оно. (На экране появляется Незнайка, и просит ребят рассказать ему для чего птицам нужны перья)
Воспитатель: Ну что, ребята расскажем Незнайке для чего нужны перья птицам?
Ребята, а куда нам с вами нужно отправиться, чтобы узнать для чего птицам перья? (в лабораторию)
А чтобы мы стали настоящими исследователями нам для этого нужно специальная одежда, давайте оденем ее. Ну, вот теперь можно отправляться в лабораторию.
Набор для исследования: (перья маховые и пуховые, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное перо, лупы, проволока, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка, кисточки).
Основная часть. Опыты.
Ну вот мы и в нашей лаборатории. Все, что мы с вами узнаем о том, Для чего нужны перья птицам, мы будем зарисовывать на этом листе бумаги, а потом отправим Незнайке в цветочный город. Договорились?
Давайте внимательно посмотрим на перья. Чем похожи перья друг на друга? (палочка, волосики)
- Правильно у всех перьев одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бороздок.
- Давайте повторим эти слова и запомним их.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод?
- Правильно у всех перьев одинаковое строение.
- Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (рисует маркером схематично перо).
- Для того чтобы провести следующий опыт нам понадобятся другие перья. Они стояли в стаканчике, но пока я проветривала группу, порыв ветра разнес их по столу.
- Как вы думаете, почему они разлетелись?
- Точно. Давайте попробуем дунуть на перышко, что произошло?
- Как вы думаете, почему?
- А как еще можно доказать, что перо легкое?
- Попробуем? Злата, положи на чашу весов свое перышко. Что-нибудь изменилось? (нет)
- А теперь ты, Дима, положи.
- Что-нибудь изменилось? (нет) Чаша весов даже не покачнулась.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод? (перья легкие, воздушные)
- Правильно все перья очень легкие.
Воспитатель: А знаете, почему они такие легкие и воздушные? Посмотрите внимательно на перо. Из каких частей состоит перо? Из бороздок и стержня, как вы думаете, что находится внутри стержня?
Правильно, потому что внутри стержня пустота, в которой находится воздух.
Воспитатель: Это мы с вами сейчас легко проверим - Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
- Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак? Что такое же легкое, как и это перышко? (воздушный шарик)
- Правильно
- Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.
- Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).
- Действительно перья разного цвета (рисует маркером 2 кляксы). Разной величины - маленькие и большие (рисует большой и маленький круг). Гладкие и пушистые (рисует прямоугольник с полосками и черточки по кругу, типа солнца).
Опыт с молнией и с маховым пером.
- Для следующего опыта нам нужно сесть за столы, прошу (на столе перья, лупы, стул для воспитателя).
- Давайте внимательно рассмотрим большое птичье перо на свет и через лупу. Что вы видите? Скажите бороздки плотно расположены или далеко друг от друга? (бороздки плотно друг к другу, соединены)
- Видите ли вы просветы между бородками? (нет)
- Действительно они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?
- Потому что между бородками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой. Показ картинки.
Иногда они разъединяются, появляется промежуток. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро «застегнуть» этот промежуток клювом, как замочком "молнии", а мы с вами это сделаем пальчиками.
Дети пальчиками чинят перышки.
Когда то, очень давно это увидели очень внимательные люди и изобрели замок-молнию. Обозначим этот опыт таким рисунком.
- Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. Почему, как вы думаете?
- Точно, Леша, с помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо. Обозначим это стрелочками.
А какие перья лежат у вас ещё? –
Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым. (водим по руке – мягкое, пушистое) –
Как вы думаете, зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах). Как мы обозначим это? С помощью пушистого перышка и солнца.
Физминутка
Воспитатель: Мы немножечко устали, я предлагаю вам поиграть в игру «Где живут птицы»
По команде «Птицы» дети передвигаются, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки. По команде «Скворечник» делают руки домиком над головой.
Воспитатель: Ну что, ребята отдохнули? Тогда возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт «Почему не намокают перья у водоплавающих птиц?»
- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?
Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Давайте проведем эксперимент.
- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
У всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод?
- Правильно, перья водоплавающих птиц покрыты жировой смазкой, что позволяет им не намокать и легче двигаться по поверхности воды.
- Я предлагаю этот признак обозначить таким знаком (капелька воды, зачеркнутая крест на крест).
- А где в быту нам может пригодиться перо?
- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)
- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).
Ими украшают шляпы, одежду.
- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).
- А рисовать можно? Давайте попробуем.
Обводим силуэт птицы (гуашью).
Ну вот мы с вами и
Рефлексия: О чем узнали мы сегодня в лаборатории? Давайте посмотри на нашу схему и вспомним, что мы сегодня с вами узнали?
Исследовав перья в нашей лаборатории можем сделать вывод - зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания).
Ребята, как вы думаете, птицам трудно приходиться?
А как мы с вами можем помочь птицам?
Скажите, а вам понравилось занятие, а что было для вас особенно интересным? Что нового вы узнали на занятии? О чем расскажите маме и папе?
Ну вот я думаю, Незнайка будет доволен, очень много мы сегодня с вами узнали и все зарисовали для чего же птицам нужны перья, отправим наш рисунок Незнайке, пусть своим друзьям тоже об этом расскажет.