Мария Азимова
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Одежда для дождя»
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе
Интеграция образовательных областей «Познавательной», «Социально-коммуникативной»
Автор разработки
Азимова Мария Алексеевна
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ №246
Тип ОС: открытие нового знания
Тема: "Одежда для дождя".
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в старшей группе „Одежда для дождя“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Формирование умения во время эксперимента находить непромокаемую болоньевую ткань для одежды.
Задачи:
Образовательные :
Формировать представление о непромокаемой болоньевой ткани.
Формировать умение детей во время экспериментальной деятельности выделять различные свойства тканей.
Совершенствовать умение соотносить свойства ткани с карточками- символами, с соответствующими свойствами.
Развивающие:
Содействовать развитию
- умения анализа и синтеза, обобщения;
- умения классифицировать предметы по назначению;
- зрительного внимания;
- умения устанавливать причинно – следственные связи;
- объяснительной речи.
Воспитательные:
Содействовать формированию
- отзывчивости, желания помочь Незнайке;
- аккуратной работы при проведении экспериментов;
- умение работать в парах.
Раздаточный материал:
- Набор тканей 10х10 (болонья, ситец, хлопок, шерсть, лен, шелк, гипюр,
- вода для опыта, чайные ложки по количеству детей, салфетки,
- набор карточек-символов со свойствами тканей на каждого ребенка,
- карточки с одеждой, фруктами, овощами, инструментами, карточки с сезонной одеждой.
Демонстрационный материал:
- Карточки- символы со свойствами тканей;
- картинки: болоньевый плащ, болоньевые штаны, болоньевый фартук, болоньевый зонт, болоньевая палатка, полотенце, одеяло, платье, панамка, бейсболка, кофта, футболка, майка, трусы, носки;
- картинки: болоньевый плащ, болоньевые штаны, болоньевый фартук, болоньевый зонт, болоньевая палатка, полотенце, одеяло, платье, панамка, бейсболка, кофта, футболка, майка, трусы, носки.
Предварительная работа:
Знакомство с тканями (ситец, хлопок шерсть, лен, шелк, вуаль).
Наблюдение за одеждой во время прогулок.
Игра "Одень куклу"
Сюжетно-ролевые игры "Ателье", "Магазин".
Оформление образовательной среды :
Столы для проведения экспериментальной деятельности и для проведения дидактических игр.
Герой
Игрушка Незнайка.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.
Требования:
• ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
• обращение к личному опыту детей;
• создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Дети входят в зал, встают в круг.
- Ребята, скажите, какая бывает погода? (Солнечная). (Пасмурная). (Дождливая). (Теплая). (Холодная).
- К нам в гости пришел Незнайка. Он почему-то грустный. Давайте спросим его почему ему грустно.
Незнайка: Я грустный, потому что не знаю, что мне надеть. Передали по радио, что будет сильный дождь.
-Ребята, хотите помочь Незнайке? (Да, хотим).
- Мы сможем помочь Незнайке? (Да, сможем).
- Что нам нужно сделать, чтобы помочь? (Мы должны найти ему одежду, чтобы можно было гулять в дождь).
- Где мы можем найти подходящую одежду для Незнайки? (В шкафу). (На вешалке). (В магазине).
- Мне нравится ваша идея сходить в магазин.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действия и знаний,достаточных для построения нового знания;
• тренировка мыслительных операций.
Дидактическая игра "Определи название магазина"
Цель: классификация предметов по назначению.
Воспитатель с детьми подходят к столу на котором лежат карточки с одеждой, фруктами, овощами, инструментами.
- Вот мы и в магазине. Но все карточки с предметами перепутаны. Давайте разберем карточки и определим в каком магазине продаются эти предметы. Для того, чтобы быстрей разобрать, вам нужно выбрать себе пару, чтобы быстрей выбрать те предметы, которые продаются в вашем магазине.
Воспитатель распределяет, кто из детей будет выбирать овощи и фрукты, одежду, инструменты. Работа детей в парах.
- Как называется магазин, в котором продаются эти предметы? (Это овощной магазин).
- Почему? (В нем продаются только овощи).
- Как называется магазин, в котором продаются эти предметы? (Это хозяйственный магазин).
- Почему? (В нем продаются инструменты для хозяйства).
- Как называется магазин, в котором продаются эти предметы? (Это магазин одежды).
- Почему? (В нем продается только одежда).
- В каком магазине мы смогли подобрать одежду? (В магазине одежды).
Дидактическая игра "Свойства ткани"
Цель: совершенствование умения определять свойства ткани и соотносить с карточками- символами, которые соответствуют определенным свойствам.
- Ребята, одежда шьется из разных материалов, которые обладают разными свойствами. Давайте определим свойства тканей.
Подойдите к столу с тканями. Выберете себе кусок ткани. Затем подберите карточку-схему с теми свойствами, которым обладает эта ткань.
Дети работают индивидуально.
- Какая у тебя ткань? (Хлопок, лен, шерсть, шелк).
- Каким свойством ткань обладает? Подберите только одно главное свойство для данной ткани. (Тонкая - толстая, мягкая - жесткая, мнется - не мнется, просвечивает - не просвечивает, тянется - не тянется).
- Молодцы, вы правильно назвали магазин, и знаете свойства тканей.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
• создание ситуации затруднения;
• фиксация в речи причины затруднения.
Дидактическая игра "Подбери одежду по сезону"
Цель: классификация предметов по назначению.
Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором лежат карточки с разной одеждой для разных сезонов.
- Ребята, возьмите карточку и назовите, какую одежду можно одевать в разные времена года.
Работа детей в парах. Дети подбирают карточки с одеждой для разных сезонов.
- Ребята, какую одежду вы выбрали для зимы? (Шуба, валенки, теплая шапка, варежки, теплые штаны).
- Почему? (Эта одежда очень теплая, зимой в ней не замерзнешь).
- Ребята, какую одежду вы выбрали для лета? (Шорты, платье, рубашка, сандалии, носки, панамка).
- Почему? (Эта одежда легкая). (В ней не будет жарко).
- В какой одежде Незнайка может гулять весной? (Кофта, джинсы, кроссовки, колготки, куртка, плащ).
- Почему? (В ней будет не холодно и не жарко).
- Ребята, мы смогли помочь Незнайке? (Да). (Нет).
- Почему? (Потому что мы не знаем, какая одежда не промокнет в дождь).
-Что вам надо узнать? (Нам нужно узнать в какой одежде Незнайка не промокнет).
Конечно, нам нужно узнать в какой одежде он не промокнет.
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи и знаково;
• создание ситуации успеха.
-Что нужно сделать если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо посмотреть в книге). (Можно посмотреть в интернете). (Провести эксперимент с тканями).
- Я правильно вас поняла, вы хотите провести эксперимент? (Да).
- Тогда подходите к столам, где лежат кусочки с разными тканями и выберете любой кусочек ткани, чтобы провести опыт с водой.
Дети подходят к столу с тканями и выбирают себе ткань.
- Для того, чтобы определить промокает ткань или нет необходимо под каждый кусок ткани положить салфетку. Затем взять чайную ложку с водой и аккуратно налить воду на ткань. Понаблюдайте, что происходит.
Дети выполняют задание опыта и наблюдают за тканью. Большинство тканей впитывая воду, становятся мокрыми. Ткань из болоньи не пропускает воду.
- Посмотрите у кого ткань не промокла.
- Эта ткань называется болонья. Если из этой ткани сшить курточку или плащ он промокнет? (Нет.)
- Как будет называться такая курточка? (Болоньевая курточка).
Давайте найдем к этому замечательному свойству карточку-символ.
- Ребята, как называется одежда, которая не промокает? (Болоньевая одежда, болоньевая курточка).
- Молодцы! Вместе вы нашли одежду для Незнайки, которая не промокнет во время дождя и подобрали карточку-схему к свойству ткани – она не промокает.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
Игра "Можно - нельзя"
Цель: Совершенствование умения устанавливать причинно– следственные связи.
- Ребята, я буду показывать предметы, сшитые из разных тканей, а вы скажите можно или нельзя их сшить из болоньи и почему
Воспитатель предлагает картинки: болоньевый плащ, болоньевые штаны, болоньевый фартук, болоньевый зонт, болоньевая палатка, полотенце, одеяло, платье, панамка, бейсболка, кофта, футболка, майка, трусы, носки.
- Молодцы, вы правильно определили, что из болоньи можно шить только верхнюю одежду или предметы, которые должны защищать от дождя.
Дидактическая игра "Свойства одежды"
Цель: Совершенствование умения анализировать свойства ткани, устанавливать причинно– следственные связи какую одежду из неё можно шить.
Воспитатель предлагает подобрать ряд карточек-символов со свойствами к определенной одежде (платье, куртка, болоньевые штаны, рубашка, джинсы, шорты, кофточка из вуали).
- Какими свойствами обладает летнее платье? (тонкое, мягкое, мнется, не прозрачная, промокает).
- Какими свойствами обладает болоньевая куртка? (толстая, мягкая, не прозрачная, не промокает, не мнется).
- Какими свойствами обладают болоньевые штаны? (толстая, мягкая, не прозрачная, не промокает, не мнется).
- Какими свойствами обладает летняя рубашка? (тонкое, мягкое, мнется, не прозрачная, промокает).
- Какими свойствами обладают шорты? (тонкое, мягкое, мнется, не прозрачная, промокает).
- Какими свойствами обладают джинсы? (толстая, жесткая, не мнется, не прозрачная, промокает).
- Какими свойствами обладает кофта из гипюра? (тонкая, мягкая, не мнется, прозрачная, промокает).
6. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
• организация анализа детской цели;
• фиксация нового знания в речи;
• определение выполнения взрослой цели;
• создание ситуации успеха в совместной деятельности.
- Где мы свами сегодня были? (В магазине.)
- Зачем мы туда отправились? (Мы хотели помочь Незнайке, подобрать ему одежду для прогулки под дождем.)
- Почему мы смогли помочь ему? (Мы провели опыт с тканью) (Мы знаем свойства ткани). (Мы знаем из какой ткани какую одежду шьют).
- Какие новые знания помогли вам это сделать? (Умение определить свойство ткани.) (Мы узнали новую ткань и её свойство.)
- Где это нам пригодится? (Во время прогулок.) (Когда пойдем в магазин за одеждой.)
- Что было самым интересным? (Опыт с водой.)
- Было что-то трудное? (Трудно определять из какой ткани какая одежда шьется.)
- Ребята, вы молодцы! Вы помогли Незнайке, теперь он знает, какая одежда не промокает и может выходить на улицу в дождливую погоду.