Чернышева Людмила
Сценарий образовательной ситуации «Подарок на День рождения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Чернышева Л. А
Тип ситуации: открытие нового знания.
Цель: формирование умения рассказывать об игрушке по наглядному плану.
Задачи.
Образовательные.
• Познакомить детей с наглядным планом для составления рассказа об игрушке.
• Научить детей составлять рассказ об игрушке с опорой на план.
• Активизировать, уточнять и расширять словарный запас детей по теме «Игрушки».
Развивающие.
• Содействовать развитию
- мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- психических процессов: память, внимание, восприятие, воображение, мышление;
- коммуникативных умений: участие в диалоге, работа в парах.
Воспитательные.
• Создать условия для развития у детей дружеских взаимоотношений, навыков культурного общения, оказания помощи взрослым.
• Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам.
Предварительная работа.
Чтение с детьми стихов по теме «Игрушки» (А. Барто; Я. Аким; В. Приходько; З. Петрова; Е. Стеквашова; Э. Аманов; М. Моисеева; О. Кригер; А. Ахундова и др.)
Разучивание стихотворения З. Петровой «Мои игрушки».
Реализация работы по активизации и расширению словаря по теме «Игрушки»: образование прилагательных, обозначающих признаки предмета (цвет, форма, величина); образование относительных прилагательных; выделение составных частей игрушки; подбор слов – действий к игрушкам; рассматривание игрушек и сюжетных картинок по данной теме.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал.
• Карточка с планом-схемой описания игрушки
• Большая игрушечная коляска розового цвета
• Игрушки для магазина игрушек из различного материала, разного размера и формы, для мальчиков и девочек.
Раздаточный материал.
• Карточки с изображением сломанных игрушек (8 шт.):
- вертолет без пропеллера;
- машина без колеса;
- самолет без крыла;
- домик без крыши;
- юла без ручки;
- робот без ноги;
- ведро без ручки;
- шкаф без дверки.
Оформление образовательной ситуации.
• Автобус из стульчиков (9шт.)
• Игровая зона «Магазин игрушек»:
- стойка с кассовым аппаратом;
- стеллажи для игрушек;
- игрушки разного размера и формы, из различного материала, для мальчиков и девочек.
Другое оборудование.
• Сотовый телефон.
• Подарочный бант.
• Спец. одежда для продавца.
Герой: продавец в «Магазине игрушек».
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание мотивации к деятельности.
Требования:
• ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
• обращение к личному опыту детей;
• создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
- Здравствуйте, ребята. (Здравствуйте.)
- Вчера, в детском городке у своего дома я познакомилась с девочкой Катей. Она пригласила меня сегодня вечером на День рождения.
- Ребята, а вас приглашали на День рождения? (Да. Я ходил к своему брату на День рождения. Ему исполнилось пять лет.) (А я ходила к Лере и подарила ей куклу.) (А я ходил к бабушке на Юбилей.)
- Ребята, подскажите мне, пожалуйста, что надо сделать для того, чтобы пойти на День рождения? (Надо нарядно одеться и взять подарок.) (Нужно купить подарок в магазине.) (Если нет денег, подарок можно сделать вместе со взрослыми.) …
- Значит, чтобы пойти на День рождения надо нарядно одеться и приготовить подарок. Правильно я вас поняла? (Да.)
- Ребята, мне срочно нужна ваша помощь! Помогите, пожалуйста, мне выбрать подарок для Кати.
- Вы сможете это сделать? (Сможем, мы уже выбирали в магазине подарки.) (Я умею выбирать подарок. Ведь я уже ходил с мамой за подарком.) …
- Вы хотите со мной поехать в магазин и помочь выбрать подарок для Кати? (Да. Хотим.)
- Какие вы молодцы, что согласились мне помочь! Занимайте места в автобусе.
Дети садятся на стульчики.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение необходимых знаний у детей для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
- В какой магазин надо ехать за подарком? (В магазин, где продаются игрушки и всякие игры.) (В детский магазин.) (В магазин игрушек.)
- А пока мы едем в магазин игрушек, давайте поиграем.
2.1 Дидактическая игра «Какая игрушка?»
Цель: вспомнить материалы, из которых делают игрушки; образование относительных прилагательных, их согласование с существительными.
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и задает вопросы:
- Если матрешка сделана из дерева, значит она (какая) - … (деревянная.)
Собачка из меха (какая) - … (меховая.)
Конструктор из пластмассы (какой) - … (пластмассовый.)
Кораблик из бумаги (какой) - … (бумажный.)
Игрушка из глины (какая) - … (глиняная.)
Бусы из стекла (какие) - … (стеклянные.)
Кукла из материи (какая) - … (матерчатая.)
Совок из металла (какой) - … (металлический.)
- Молодцы! Вы вспомнили материалы, из которых делают игрушки.
2.2 Дидактическая игра «Что без чего?».
Цель: выделение составных частей игрушки; развитие внимания.
Воспитатель выдает каждому ребенку карточку с изображением сломанной игрушки.
- Посмотри внимательно на свою карточку и скажи, что без чего?
- Света, что изображено на твоей карточке? (Кукла без руки.) и т. д.
Машина без колеса.
Самолет без крыла.
Собачка без хвоста.
Медвежонок без уха.
Робот без ноги.
Ведро без ручки.
Зайчик без лапы.
- Ребята, хорошо, что вы были внимательными и заметили все недостающие части у игрушек.
- А что надо делать, что бы игрушки не оказались сломанными? (Надо их беречь. Не ломать, не бросать)
Игрушки не люди, но все понимают.
И очень не любят, когда их … (ломают)
3. Затруднения в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
• создание ситуации затруднения;
• фиксация в речи причины затруднения.
- Вот мы и приехали в «Магазин игрушек». Проходите.
Дети проходят в магазин. Их встречает продавец.
Продавец: Здравствуйте. (Здравствуйте.)
Продавец: Добро пожаловать в «Магазин игрушек». Что вы хотите купить? (Мы помогаем Людмиле Анатольевне выбирать подарок для девочки Кати на День рождения.)
Продавец: Очень приятно слышать, что вы помогаете Людмиле Анатольевне выбирать подарок. Пожалуйста, смотрите и выбирайте. В нашем магазине много разных игрушек.
Дети с воспитателем рассматривают игрушки на полках магазина.
- Ребята, какую же игрушку выбрать для Кати? (Надо купить ей медвежонка. Он такой хороший.) (Я бы подарил ей конструктор. Из него она построит все, что угодно.) (Надо подарить куклу Барби.) …
Воспитатель выслушивает мнения детей, высказывает свое и держит паузу…
- Какую же все-таки игрушку выбрать в подарок? …
- Ребята, почему вы не можете выбрать подарок? (Потому что игрушек очень много.) (Мы не знаем, что нравится Кате.) (Мы не знаем, чем она любит играть.) …
-Значит вы попали в затруднительную ситуацию? (Да.)
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи и знаково;
• создание ситуации успеха.
- Что же нам делать? (Надо спросить у продавца.) (Надо купить несколько игрушек.) (Надо было спросить у ее мамы.)
- Правильно! Когда что-то не знаешь, можно спросить. У кого будете спрашивать? (У продавца.)
Дети подходят к продавцу и спрашивают, какую лучше игрушку выбрать.
Продавец: - А сколько девочке Кате лет? (Мы не знаем.)
- Знаете во что она любит играть? (Не знаем.)
- А вы с ней знакомы? (Нет.)
- Может Людмила Анатольевна подскажет? (Да.)
- У меня есть номер ее телефона.
Продавец: Это замечательно, что у Вас есть номер ее телефона! Тогда и спросите у самой Кати.
Воспитатель набирает номер и разговаривает с Катей.
- Ребята, Катя сказала, какую игрушку она хочет получить в подарок. Эта игрушка розового цвета, большого размера, сделана из пластмассы, металла и ткани. У нее есть короб, ручка, колеса. Короб – мягкий, а колеса и ручка – твердые. В ней можно катать и укладывать спать кукол.
- О какой же игрушке идет речь? (Это коляска)
Все подходят к коляске, чтобы убедиться окончательно.
- Мы покупаем эту игрушку! Молодцы, ребята!
Воспитатель и продавец рассчитываются. Продавец прикрепляет к коляске
яркий бант и дает воспитателю карточку.
- А это что такое?
Продавец: Это документ на вашу игрушку.
Продавец показывает детям карточку-план описания игрушки и объясняет символы.
Продавец: По такому плану можно рассказать про любую игрушку.
- Как здорово, что у нас есть план, по которому мы можем рассказать про любую игрушку! Большое Вам спасибо!
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
Продавец: Хотите поиграть в «Магазин игрушек». (Да. Хотим.)
5.1. Игровое упражнение «Магазин игрушек».
Цель: составление рассказа об игрушке по плану.
- Кто нам нужен для этой игры? (Продавец и покупатель.)
- Выберите себе пару. Договоритесь, кто из вас покупатель, а кто – продавец.
- Чтобы купить игрушку, надо выполнить условие: не называть игрушку, а рассказать о ней, пользуясь планом. По вашему рассказу продавец узнает ее и продаст вам.
Дети готовятся. Затем рассказывают об игрушке, пользуясь планом
и «покупают» ее.
- Теперь встаньте в круг со своими игрушками.
Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение и показывают движения.
Пусть игрушки дружат с нами. (вытянули руки с игрушкой вперед и танцуют)
Обижать мы их не станем. (прижимают игрушку к себе и качают головой)
Поиграем, а потом все на место уберем. (продолжают танцевать с игрушкой)
Сами мы себе поможем,
По местам мы их разложим. (ставят игрушки на место)
Продавец: Молодцы! Какие замечательные получились покупатели! А вы не забыли про День рождения Кати? (Нет.)
- Ребята, нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся. (До свидания.)
6. Итог.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
• организация анализа детской цели;
• фиксация нового знания в речи;
• определение выполнения взрослой цели;
• создание ситуации успеха в совместной деятельности.
Дети садятся с подарком в автобус.
- Ребята, где вы сегодня побывали? (Мы ездили в «Магазин игрушек».)
- Для чего вы ездили в магазин игрушек? (Мы помогали Вам выбирать подарок для девочки Кати. У нее День рождения.)
- Вы справились с этой задачей? (Да. Но не сразу.)
- Почему? (Игрушек было очень много, а мы не знаем, что нравится Кате.)
- Что помогло вам в выборе игрушки? (Катя рассказала нам про игрушку. И мы сразу же узнали ее.)
- А чему вы еще научились в магазине игрушек? (Мы научились рассказывать об игрушке по плану и находить ее в магазине.)
- А в каких ситуациях вам пригодится умение рассказывать об игрушке? (Если мы будем в магазине выбирать игрушку.) (Если захотим рассказать друзьям про свою любимую игрушку.) …
- Ребята, большое спасибо вам за помощь! Вы помогли мне выбрать ту игрушку, о которой рассказала Катя. Вы научились сами рассказывать об игрушках по плану и находить их в магазине. А еще вы были дружными и внимательными.
- Вот мы и приехали в детский сад.
Дети выходят из автобуса. Садятся на стулья.
- Наше занятие подошло к концу. Большое спасибо вам за помощь!