Светлана Чернышева
Конспект ОД «Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД
1. Доминирующая образовательная область: речевое развитие согласно с ФГОСТ ДОУ
2. Виды деятельности: коммуникативная, игровая,музыкально-художественная, двигательная.
3. Тема образовательной деятельности: «Звуковая культура речи : звук з-зь
4. Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности детей 4-5лет.
5. Методы и приемы реализации содержание образовательной деятельности:
Публикация «Конспект ОД „Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- практические-дидактические игры и упражнения, физминутка;
- наглядные –предметные картинки со словами,где есть звук з-зь.
-словесные-беседы,вопросы, артикуляционная гимнастика, выводы, проговаривание чистоговорок и заучивание скороговорки со звуками з и зь.
6. Интеграция образовательных областей:
№ Образовательная область Решаемые задачи в образовательной деятельности
1. Социально- коммуникати-вное развитие Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива в физминутке и при выполнении дидактических упражнений слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. Познавательное развитие Расширять представления детей о животном мире и воспитывать бережное отношение к жи-вой природе.
3. Речевое развитие Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова
в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному
творчеству, чистоговоркам, загадкам
Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам;обогащать и активизировать словар-ный запас.
4. Художественно-эстетическое ра-звитие Учить внимательно слушать детей звуки при-роду и развивать музыкальный слух.
5. Физическое раз-витие Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки;а также способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
7. Цель: ознакомление детей со звуком з-зь, научить его произносить и находить слова в которых есть звук З-зь.
8. Задачи:
1) развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и
называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
2) образовательные: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах;
учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
3) воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
9. Планируемые результаты:
1)Отчетливо произносят звуки з-зь в слогах, словах, фразовой речи ; научились различать слова с этими звуками
2) Испытывает потребность сотрудничества и оказание помощи окружающим.
10. Организация развивающей предметно- пространственной среды: диск с записью зуков жуков, игрушки большого комарика и маленького комарика, карточки с изображением предметов, в названии которых присутс-твует звук «з» или «зь, маска комарика, домики ( 2 шт: большой и маленький).
11. Подготовка к образовательной деятельности (предварительная работа) : дидактические игры «Поймай звук «З», «С какого звука начинается слово»,проговоривание чистоговорок и слов со звуками З-зь.
Введение в тему (создание пробле-мной ситуации) Дети вместе с воспитателем встают в круг.
В:_Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
В -Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь : «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.
-Ой, смотрите кто же это?
Вдруг откуда – то летит,
Наш дружок комарик,
Что-то он совсем молчит
Маленький товарищ.
Воспитатель достает игрушку: комар маленький. Наступила осень, стало холодно и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.
В:-Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?
-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
Мотивация деяте-льности.
Целеполагание. В:-Как вы думаете, мы сможем помочь комарику (ответы детей)
В:-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний.
В:-Прежде чем позвать маму комарика нам надо сделать гимнастику для губ и языка.
- Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Трубочка».
Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. (положите руку на горло и пропойте песенку комара)
-Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются (ответы)
-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
-Давайте еще раз споем песенки комариков.
Восп. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам.
Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь».
Добывание нового знания. В:-Ребята, комарики предлагают с ними поиграть.
Дидактическая игра «Прятки со звуком»
Звуки «З» и «зь»спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з»- топните ногой.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
В:-Молодцы, вы отлично справились с зада-нием.
Давайте немного отдохнем с вами.
Физминутка «Кузнечик»
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
Самостоятельная дея-тельность детей по за-креплению нового знания В: -Немножко отдохнули и продолжаем дальше.
В:-Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
Дидактическая игра «Домик для звуков».
- Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з»живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь», в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.
Слова: «з» -зонт, зима, зефир, замок, ваза, таз, коза, кукуруза, забор, зебра и т. д.
В:- И с этим заданием, вы справились вновь хорошо.
В.Ой, ребята,я со всем забыла,наши гости еще попросили вас выучить их любимую скороговорку про «Козу» .
В:- Выучим, ребята эту скороговорку? Доставим им радость напоследок? (ответы детей) Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
Разучивание скороговорки с детьми хором,а по- том индивидуально(2-3 чел.)
В:- Наши Комарикам пора улетать, но он оставляет для нас подарок – маску комара. Она волшебная, кто ее надевает, тот сразу превращается в комара. Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.
Дети прощаются с гостями (комарики улетают).
Рефлексия В: - Ребята, с кем мы повстречались на полянке?
- Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
- Каму мы помогли (Ответы детей)
Длительность образовательной деятельности :20 минут
Дальнейшая разработка темы: Приобретение альбома «Как прави-льно произносить шипящие и свистящие звуки».