Ирина Зимовец
Конспект ОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности (занятия)
по образовательной области «Речевое развитие» (восприятию художественной литературы) на тему: заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» в подготовительной к школе группе
Программные образовательные задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Заучивание стихотворения Я, Акима „Апрель“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
1. Продолжать формировать умение внимательно слушать новое поэтическое произведение, понимать его.
2. Побуждать к запоминанию текста и выразительному чтению стихотворения.
3. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские умения детей при чтении стихотворения (интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Развивающие :
1. Развивать память, слуховое восприятие, воображение.
2. Упражнять детей в повторении строк стиха с различными интонациями; обогатить речь новыми словами - стужи, талые, бархатом; закрепить содержание слов - прямиком, гомоном, верба.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к поэзии, природе и природным явлениям, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, наблюдение в природе признаков весны; чтение рассказов, стихов, загадок о весне; рассматривание иллюстраций; прослушивание записи музыки А. Вивальди «Времена года» - «Апрель».
Словарная работа: обогащение речи словами - стужи, талые, бархатом; закрепление содержания слов – прямиком, гомоном, верба.
Оборудование и материалы: мольберт, картинки с изображением ранней весны и цветущей вербы, карточки к игре «Расскажи по-разному», картинки к игре «Времена года - подбери и объясни».
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель включает музыку Антонио Вивальди «Весна». Предлагает детям послушать ее.
- Какие звуки весны можно услышать?
- А что можно увидеть?
Ребята, послушайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…. (Весна).
2. Основная часть.
Педагог подходит с детьми к мольберту и задает вопросы:
-Какое время года изображено на картинках?
-А почему вы так думаете?
- Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла весна?
Если дети затрудняются с ответом, педагог приводит свой пример:
- Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет весной, землёй. Было тепло и тихо, только весело пела синица на дереве. Вот так я почувствовала приход весны.
- Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение. Написал его Яков Аким. А вот название вы узнаете, отгадав загадку:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
- Молодцы, ребята, правильно. Стихотворение называется «Апрель». Послушайте его (педагог читает стихотворение выразительно наизусть).
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
«Скоро! Скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
После прочтения педагог задает вопросы.
Понравилось вам стихотворение? Как оно называется?
Далее детям задаются вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения – в вопрос включаются слова из стихотворения, побуждая детей отвечать словами из текста.
Как сегодня идет весна? – прямиком - шлёпает по лужам.
Зачем весна гонит талые снега? - чтобы выстелить луга бархатом зелёным.
Какую новость барабанит по стеклу серой лапкой верба? - «Скоро! Скоро быть теплу!».
Далее следуют вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.
Как вы понимаете слова: шла весна тайком?
Почему автор говорит: весна - шлёпает по лужам?
Бархатом зеленым - как вы понимаете эти слова?
После этого обговариваются средства выразительности.
Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что весна шла тайком?
Как понять, что весна шлепает? Как надо читать?
«Скоро! Скоро быть теплу!» - как надо читать эту строку?
Педагог упражняет детей в выразительном исполнении этих строк.
Педагог предлагает 2-3 детям прочитать слова интонационно выразительно.
Педагог предлагает детям игру для развития интонационной выразительности «Расскажи по-разному».
Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании: весело - грустно - громко - тихо - быстро – медленно.
Предварительно, педагог готовит карточки с изображениями: весёлого лица, грустного, лица, с широко открытым ртом (громко, с пальчиком около рта (тихо, ракетой (быстро, черепахой (медленно).
Взрослый произносит строку из стихотворения и показывает детям картинку, на которой изображена улыбка - дети повторяют строку стиха с веселой интонацией, если педагог показывает детям картинку с изображением грустного лица, то дети повторяют строку стиха с грустной интонацией и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.
Физкультминутка «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко - на цыпочках руки тянем вверх
Нам от солнышка тепло - легкие поглаживания руками по лицу.
Тает снег от лучей - приседание
Звонко побежал ручей - бег по кругу
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните - ходьба, высоко поднимая колени по кругу.
Педагог читает стих еще раз с установкой на запоминание, дает время на запоминание и вызывает 3-5 детей. Сначала дети читают эстафетно по одному четверостишию, а затем рассказывают наизусть. Педагог тихо подсказывает слово или фразу, побуждая его повторить подсказку и продолжить, оценивает декламацию с точки зрения ее выразительности.
Педагог предлагает детям игру «Времена года - подбери и объясни» - в комплект игры входят четыре разрезные сюжетные картинки, на которых изображены времена года, 24 карточки, на которых нарисованы предметы, имеющие отношение к разным временам года. Воспитатель предлагает детям - участникам игры - выбрать название времени года. Когда каждый игрок определится с выбором, воспитатель перемешивает части разрезных картин и, поочередно показывая их, спрашивает, кому из детей подходит названный фрагмент. Игроки, забирая у ведущего части сюжетных картин, объясняют свой выбор. Например: «На моем игровом поле – весна. На карточке нарисован подснежник. Подснежники цветут весной». После того, как все фрагменты распределены между участниками игры, ведущий предлагает собрать фрагменты в единую сюжетную картину.
Выигрывает ребёнок, который первый справится с заданием. Игра проводится 2-3 раза с разными детьми.
Педагог предлагает послушать музыкальное произведение А. Вивальди «Времена года» – «Апрель», слушая и представлять себе картинку весны, которую описывает в стихотворении Яков Аким «Апрель».
3. Заключительная часть.
Как называется стихотворение, которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.