Меньшикова Людмила Викторовна
Мини-музей «Русская изба» в группе младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музей «Русская изба» во второй младшей группе «детского сада №37», г. Березники, Пермский край – живой, развивающийся мини-музей, он стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды в нашей группе.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа, а именно народа Пермского края через песни, потешки, игры - забавы, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре Пермского края.
Публикация «Мини-музей „Русская изба“ в группе младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2022
Актуальность: в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина и т. д.
Цель мини-музея : Ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа; формирования представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов Пермского края.
Задачи мини - музея :
1. Познакомить детей с мини – музеем «Русская изба» — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством, с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (деревянная посуда, коромысло, ухват, матрёшки, сундучок, кровля, народные музыкальные инструменты, самовар, т. д.) Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
2. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок., развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
4. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музея.
5. Воспитывать патриотические чувства.
Знакомство детей со старинной посудой и утварью. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок и т. д.
Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то, что создавалась она чаще всего из дерева. Изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев. В Древней Руси люди не использовали слово «посуда» оно появилось примерно в семнадцатом веке. Оно заменялось другим – «судно» (для пищи, «сосуд» - для питья. Посуду из дерева делали крепостные помещичьи крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне.
На Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем, немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием – это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды.
В настоящее время деревянная посуда является также и элементом декора помещения. Расписанные деревянные ложки прекрасно смотрятся на стене кухни около плиты, создавая уют, комфорт, наполняют помещение некой теплотой, душевной добротой, можно с уверенностью сказать, что хорошей хозяйке деревянная посуда на кухне пригодится и в хозяйстве не помешает.
Куклы в народном костюме. Знакомство детей с русским национальным костюмом. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре.
Знакомство детей с музыкальным фольклором (музыкальные инструменты). Знакомство детей с устным творчеством Пермского края и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты.
Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки» (ПЛАКАТ). Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про берёзку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла».
Знакомство детей с жилищем русского народа. Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
Деревянная шкатулка — изделие корпуса с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей.
Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе. История русского самовара уходит в далекое прошлое.
Домотканый коврик, сделанный своими руками, являлся предметом быта, изделием народного промысла, который создавал в доме тепло и уют. В настоящее время редко у кого сегодня можно встретить на полу домашние полосатые самотканые дорожки и половики.
Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.
Русская гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году. Е создателем является чешский инженер Франтишек Киршник, который проживал в России. Но впервые патент на изобретение гармоники было выдано в Вене в 1829 году органному мастеру Кириллу Демианову (Демиану). Гармоника стремительно распространялась по всей Европе. За короткий срок она стала популярнейшим музыкальным инструментом. Гармоника стала заменять целый оркестр: на ней можно одновременно исполнять мелодию и аккомпанемент.
В России начали делать гармоники во многих местностях. Стали появляться разновидности гармоник, так как в каждой области её переиначивали и подлаживали под свои напевы. Гармошка – слово ласковое и уменьшительное. В нём проявляется всенародная любовь к этому доступному широким кругам инструменту. Доказательством этого служат народные игрушки из глины. А сколько песен спето о гармошке, сколько сложено стихов! Гармошка нашла своё отражение и в фольклоре. Простые русские люди пели о гармони частушки, сочиняли загадки, пословицы. В них из поколения в поколение передаётся любовь к гармошке.
Матрёшка – народная игрушка, имеющая для русских людей огромное значение. Выглядит она как расписная деревянная кукла, а вернее, целый набор кукол: внутри самой большой матрёшки находятся похожие на неё куколки, но в меньшем размере. Как правило, в таком наборе присутствует не менее трёх матрёшек.
Каждая из кукол имеет плоское донце и по форме напоминает яйцо, состоящее из двух частей, которые легко соединяются и разъединяется.
Предполагаемый результат: мы считаем, что создание мини-музея позволит;
1. Расширить познавательный интерес детей, приобщить к наследию русской народной культуры.
2. Пополняя музей новыми экспонатами, обогатить предметно-развивающую среду.
3. Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать.
4. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности.
5. Мини-музей «Русская изба» помогает воспитателям вести работу по духовному и нравственному воспитанию.
Организационно- методическое обеспечение:
Программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры».
Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини музеи в детском саду» Линка пресс Москва, 2008г.
В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» издательство «Учитель» Волгоград 2014г
В. Н. Матова «Краеведение в детском саду» ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013г.
Видео: https://www.youtube.com/embed/xyOAnBDH-3U