Наталья Кутусова
Конспект ООД в старшей группе «Традиции и обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие
«Традиции и обычаи на Руси»
Составила: Кутусова Наталья Анатольевна
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, физическое развитие.
Длительность: 25 минут.
Цель: Способствовать знакомству детей с русскими традициями и обычаями. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Традиции и обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Расширять общий кругозор детей, рассказать о обычаях и традициях русского народа;
- Закрепить знание об культуре и быте;
- Расширять представление о том, чем люди занимались вечерами.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
- Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Возраст: 5-7лет
Форма организации: групповое
Предварительная работа:
- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства.
Оборудование:; русский сарафан; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки,чашки с блюдцами).
Словарная работа:
Методы:
словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;
практические – дидактические игры, физкультминутка.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,
поощрение, процесс чаепития у самовара.
Программное содержание:
1. Организационный момент
Дети входят в мини-музей «Горница», их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник. Стоит большой стол, ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, посмотрите я,какая у меня изба,
Из дерева строится, строит хозяин дом добрый, на века, чтобы и дети и внуки в нем жить - не тужить могли. Такие были традиции и обычаи на Руси. А у вас в семьях есть традиции и обычаи, расскажите о них.
(Вопросы- ответы).
Хозяйка: Сейчас я вас познакомлю с традициями,которые были в семьях на Руси, хотите?
В избе русской а столом и семья вся большая соберется, и гостей дорогих за стол хозяева посадят!
ХОЗЯЙКА: Правильно, ребята! Это наша печка-матушка!, и в сказках слыхали про нее! А для чего нужна в избе печка, знаете? (ответы детей)
Да, ребята, не бывать избе без печи русской. Она и накормит нас, и обогреет в зимнюю стужу, и спать уложит.
Маленькое горбатенькое два воза везет- это коромысла. Посмотрите внимательно Коромысло украшено резьбой и раскрашено, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе. Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины.
В русской деревне считалось необходимым укачивать ребенка и петь ему колыбельные песни. Это было необходимо, по мнению крестьян, для того, чтобы ребенок мог уснуть хорошим здоровым сном, и чтобы, засыпая, он чувствовал себя в безопасности, под защитой, сидящей рядом с ним матери или бабушки. Русские женщины считали, что во сне ребенок набирается силы, здоровья и спокойствия.
Колыбель мерно качалась ногой: вверх - вниз, вверх - вниз, шуршали нитки на веретене, раздавалась монотонная, бесконечная песня с мерным тактом,
Долгими зимними вечерами девушки садились за пряжу, мужчины чинили валенки,инструменты, а потом начинались посиделки.
Любимым музыкальным инструментом в деревнях была балалайка,а еще любили играть на ложках, родители пели песни,а дети им подыгрывали на ложках.
(хозяйка раздает деревянные ложки детям)
Чтоб печка разгорелась,
Надо жару поддавать
Чтоб частушка лучше пелась
Надо плясом помогать
Коромысло,коромысло
На плечах моих повисло
Добегу я до пруда
Будет в избе у нас вода.
Колыбелька,колыбелька
Колыбелечка висит,
Укачаю я дитятко
Пущай малютка крепко спит.
Я на эту балалаечку
Повещаю сирень
Чтобы эта балалаечка
Играла целый день
Сюрпризный момент:
Хозяюшка: Присаживайтесь гости дорогие, за столы дубовые да за скатерти бранные.
Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Хозяйка: Да. Это самовар (дети рассматривают самовар).
Дидактическая игра «Что есть у самовара»
Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.
Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).
Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответ детей: (чтобы не обжечься).
Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара
(четыре ножки).
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
Хозяйка: Долгими зимними вечерами люди сами изготавливали деревянную, глиняную посуду, плели,вышивали,вязали.
А Предлагаю вам стать самим мастерами. Я вам дарю самовары, а вы их распишите и украсите.
Хоть и противень горячий,
Руки я надёжно прячу.
Противень со мной за край
Из духовки доставай! (ответы детей)Прихватка
Хозяйка: Правильно ребята,печка горячая, прихватки нам помогут достать угощенье, только прихватки у меня все перепутались,помогите найти,где левая,а где правая.
А я вам под играю на балалайке.
ХОЗЯЙКА Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают угощенья,а какие отгадайте.
ХОЗЯЙКА:
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (сахар)
Нет полезней в мире
средства знаем
мы его все с детства
он здоровье
нам несет наш
тягучий, сладкий… (Мёд)
Маленькое, сдобно
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (бублик)
(гости отгадывают загадки)
ХОЗЯЙКА Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.
Подведение итогов
Какие вы ребята молодцы, а каких традициях вы узнали?
– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
- С чем пили чай?
-Чему нас учат традиции?
Ответы детей.
ХОЗЯЙКА: Ой гости дорогие, какой стол у нас нарядный, угощенья вкусные,а не попить ли нам горячего чайку из нашего рязного самовара.
(гости пьют чай)