ирина дзамыхова
Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность, развивать доброжелательное отношение к народному фольклору, познакомить с традициями и обычаями народа абаза, воспитывать уважение к старшему поколению
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи НОД:
1. Образовательный аспект:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Темочки:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры на специально организованных занятиях.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Вызвать желание с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать сказку. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать умение использовать все виды фольклора (сказки, загадки, танцы, песни)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Способствовать развитию интереса к абазинской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Учить правильно произносить слова на абазинском языке.
2. Развивающий аспект:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Учить правильно наклеивать детали.
Образовательная область «Речевое развитие»
Формировать умение слушать и участвовать в рассказе сказки.
3. Воспитательный аспект:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать социальные навыки
Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Образовательная область «Физическая культура»
Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.
Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.
Методы и приемы.
Наглядный: (показ, демонстрация)
Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, загадки, пояснения.
Игровой: народные игры, драматизация.
Оборудование (атрибуты и материалы) : костюмы-маски для драматизации сказки, национальные костюмы, музыка, презентация, иллюстрации, люлька, кукла.
Ход НОД.
Дети входят в группу и приветствуют гостей на языках народов, проживающих в КЧР.
- Уважаемые гости, мы сегодня познакомим вас с фольклором, традициями, обычаями народа абаза.
- Ребята, скажите что такое фольклор?
- Правильно. Фольклор - «народная мудрость», народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, танцы, инструментальные наигрыши и пьесы).
- Все мы с вами любим сказки.
На экране фото Ходжи Насреддина.
- Ребята, как зовут этого сказочного героя? (ответы детей)
- Ходжа Насреддин — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. О нём сложены сказки на всех языках народов нашей республики.
Заходит Ходжа Насреддин.
- Салам ребята Вам, Салам Алейкум всем гостям! Я Ходжа Насредин. Шёл мимо вашего садика и решил зайти. Смотрю у вас красиво, столько гостей, все красивые, в национальных костюмах. У вас какой - то праздник?
Воспитатель:
- Уалейкум Салам Ходжа! Да, у нас сегодня небольшой праздник, посвящённый народной культуре.
Ходжа.
- ООО, я понял! Я рад, что попал к Вам на праздник. Если можно я останусь у вас?
Воспитатель:
- Конечно можно. Посмотрите, как дети танцуют, поют, читают стихи, отгадывают загадки и, конечно же, посмотрите сценку о вас.
- Ребята у народов нашей республики очень богатый фольклор. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с фольклором народа Абаза. Ребята, отгадайте загадку:
Чуан чкIвын - баста хъагIа. (котелок маленький, да баста вкусная - отгадка раса орех)
ЛгIвадъа йблитI, нына дарамситI (без дыма горит, заставляет тётку чихать - отгадка чыбджьи перец горький)
Макъым саг / ит /, снап / ква сщап / ква гьдзырг / вам, ауатыкв стагыла схварззауа схъынх / вит /. (услышу музыку, руки ноги не слушают меня, плавные движения выполняю – г / ах / выра – танец).
- Ребята, послушайте несколько пословиц на абазинском языке.
Ильнур: Чви, бжи йабадырума? (сытый голодного не разумеет).
Ксюша: Йг / выч / г / высхуш, акъамчы ахва ах / а даннамдзауа дудырит /. (Кто будет человеком, того видно, когда он ростом с кнутовища)
В группу входит ребёнок (богач).
- Салам ребята, салам гостям! Воспитатель:
- Салам. Вы кто?
Богач:
- Я самый богатый и умный человек в Мире!
Ходжа смеё тся:
Воспитатель:
- Почему смеётесь Ходжа?
Ходжа:
- Да вот, хочу узнать, на сколько умён богач! Ведь, как - то раз я ёго обхитрил!
Богач:
- Это было всего один раз! Ходжа, скажи а сколько звёзд на небе?
Песенка на абазинском языке «Тима».
Физминутка.
- Х / нап / ква йабах / ырк / ит /, аджв джв х / ыйпшит /, х / гвы йту апхара, мара нурта адуней х / ырпхит / .
Воспитатель:
- Ребята, скажите какой праздник, будет отмечать наша страна! Правильно, День победы. С этой страшной войны не вернулись многие сыновья, дочери, погибли миллионы людей. Благодаря мужеству и бесстрашию солдат, мы живём под мирным небом.
Песня Табулова Элизара и Ачара Меремкулова «Пожелтевшее письмо» исполняют мальчики старшей группы. На экране идёт ролик.
- Ребята, как вы думаете, что у меня в руках? (ответы детей)
На экране слайд обуви – котурны.
- Котурны были неотъемлемой частью образа девушки и женщины из благородного сословия. Так же, как черкеска и папаха обязывали мужчину к определенному типу поведения, к сдержанным жестам и тому, что называется «не терять лицо», так и котурны обязывали женщину к плавным движениям. На котурнах женщина словно смотрела на всех остальных сверху вниз и возвышалась над суетой.
Парный лирический танец. Во время танца, на экране отрывок фильма «Герой нашего времени» Танец Белы.
- Ребята, устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. И сейчас послушайте легенду о ласточке.
На экране идёт слайд видео о ласточке, с аудио сопровождением.
На экране картинка Сосруко:
- Ребята, кто это? 9 (Сосруко)
- Правильно, Сосруко — древнейший и важнейший герой нартских сказаний. Сосруко рождён из камня.
Исценировка «Рождение Сосруки». Во время показа сценки, на экране идёт отрывок мультфильма «Сосруко сын камня», рассказывает Шамиль Хубиев.
- Ребята, мы часто с вами говорим об отношении к старшему поколению в семье и вообще в жизни. Главную роль в нашей жизни занимают родители.
Сценка из поэмы Чикатуева Микаэля «Сердце матери».
Воспитатель:
- Берегите и цените своих матерей. Ведь рай находится под ногами наших матерей.
- Раньше у горцев бытовало Куначество. Куначество, распространенный на Северном Кавказе обычай, по которому мужчины, принадлежащие к разным родам, племенам или народностям, вступают в дружеские отношения и оказывают друг другу помощь. Близок к братству.
Стихотворение Ларисы Шебзуховой «Кунак», читают Лайпанова Аиша, Тлепсеруков Эмир и Табулов Кимран. Во время чтения идёт видео на экране.
Стихи о дружбе народов читают Чехова Ангелина, Харатокова Салима, Капушев Эльбрус, Дзамыхова Аида.
Песня «Солнечный круг» на языках народов нашей республики.
Группа детей вносят праздничную халву и ореховое дерево гостям.
Воспитатель:
- На этом мы прощаемся с вами! «Перестанем говорить на родном языке, потеряем всё красивое, что сохранив, передали нам предки, исчезнем как нация, как народ!»