Ан Анастасия
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие по узорам Кабардино-Балкарии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по узорам Кабардино-Балкарии»
Ан Анастасия Сергеевна.
Цель:
Художественно-эстетическое развитие изобразительной деятельности: учить детей расписывать силуэты изделий элементами народных орнаментов.
Задачи: Познакомить с историей кабардинского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты, форма шитья, цвет ткани. Дать представление о повседневном и праздничном костюме.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Путешествие по узорам Кабардино-Балкарии“» размещена в разделах
- Кабардино-Балкарская Республика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Темочки
Развитьлюбознательность, интерес детей к культуре России и народов Кабардино-Балкарии, познакомить детей с народно-прикладным искусством народных мастеров. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.
Оборудование для педагога: национальный костюм, образцы орнаментов.
Оборудование для детей: силуэты женских нарукавных подвесок, образцы орнамента, гуашь, кисточки.
Содержание:
Воспитатель:
Ребята сегодня мы отправимся в страну народных мастеров. Прежде чем нам отправиться в страну народных умельцев, мы поприветствуем наш любимый край!
(Тихо звучит национальная музыка)
Стихотворение:
Республика чудесная,
Жемчужина – краса.
Эльбрус и реки быстрые,
И горы, и леса.
С волшебной облепихой
Речные берега.
И с тучными отарами
Альпийские луга.
Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей) : В стихотворении говорится о Кабардино-Балкарии, о нашей республике.
Воспитатель: Правильно. В этом прекрасном стихотворении говорится о нашей любимой республике Кабардино-Балкария.
Ребята, а какие народы живут в Кабардино-Балкарии?
Дети: Кабардинцы, балкарцы, русские и т. д.
Воспитатель: Вот видите, сколько разных народов проживает в нашей республике Кабардино-Балкария.
А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Мы живем в стране - Россия.
Воспитатель: Россия многонациональная страна и каждый народ славится своим национальным костюмом.
Кабардинский национальный костюм имеет давнюю историю, у него свои особенности, он очень красивый.
Воспитатель : У народов Северного Кавказа были разные национальные костюмы. И у каждого был свой костюм, который отличался от других. Посмотрите какой красивый кабардинский национальный костюм (показ рисунка).
Воспитатель: Женский костюм более красочный, давайте его рассмотрим подробнее (показ рисунка)
Костюмсостоит из платья, нагрудника, нарукавников, шапки с шалью, золотого или серебряного пояса. Раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: это бархат или плотный шёлк. А еще платья обязательно украшали.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем украшали платье?
Дети: вышивкой
Воспитатель : Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом -ветки яблони, рога барана, следы животных, трилистник и т. д.). Они использовали этот орнамент, потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалось в узорах.
А на голове девушки носили шапки с шалью.
Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?
Дети: Форму цилиндра.
Воспитатель: Основой шапки является твёрдый картон, который потом обтягивался тканью из бархата, сукна и также украшали орнаментом.
А еще важным элементом являются нарукавные подвески. А вы знаете, когда надевают нарукавные подвески?Их надевают в праздничные, торжественные дни. Я вам расскажу, почему их надевали.
Раньше мужчинам не разрешали смотреть на руку девушки, и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником, и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.
Вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, а сейчас я вам предлагаю немного размяться.
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Воспитатель: Ребята у меня есть эскизы, надо украсить нарукавники национальными узорами. Поможете мне?
Дети:Да
Воспитатель : Чтобы украсить нарукавники нужно выбрать национальный орнамент. Для этого у меня есть трафарет. Нужно выбрать трафарет, обвести его простым карандашом, потом взять наши краски и расписать его, чтобы нарукавник стал нарядным.
Под спокойную музыку дети выполняют работу.
Воспитатель: Ну вот, теперь наш национальный костюм станет нарядным.
Рассматривают свои работы.
Воспитатель предлагает выбрать лучшую работу
Итог занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в историю национального костюма.
Ребята вам понравилось?
Что вы узнали для себя нового?
Теперь вы знаете из чего состоит костюм.
Ребята вы большие молодцы!
Литература:
1. Интернет ресурсы;
2. Изобразительное искусство Л. М. Буткевич «История орнамента»;
3. Издательство аврора «Словарь орнамента».
4. Книга Е. Н. Студенецкой Одежда народов Северного Кавказа XVIII - ХХ вв. (Москва, "Наука", 1989).