Елена Мамонтова
Конспект ООД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Скульптура — что это?»
Тема: «Скульптура - что это?» Программное содержание:
1. Познакомить детей с понятием скульптуры как вида искусства.
2. Подвести детей к пониманию ценности искусства для людей.
3. Активизировать в речи детей слова: скульптура, скульптор.
4. Закреплять умение различать основные жанры искусства: скульптуру, архитектуру, живопись.
Материал: иллюстрации с разными видами искусства, фотоальбом «Ульяновск», презентация
Публикация «Конспект ООД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию „Скульптура — что это?“» размещена в разделах
Предшествующая работа: рассматривание альбомов, фотографий, предметов искусства разных жанров.
Активизация словаря: скульптура, скульптор, архитектура, живопись, купол, арка, фасад, колонна, башня, лепнина, горельеф, барельеф, бдение.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Мы уже знакомы с разными видами искусства. Давайте их назовем, а помогут нам в этом иллюстрации. Сегодня мы поговорим и вспомним о них.
«Живопись» - вид изобразительного искусства, про изведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Воспитатель: А чем живопись отличается от графики, кто вспомнит?
«Графика» - это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие произведения искусства называются скульптурой? Чтобы понять, что такое скульптура, давайте посмотрим на наших мишек. Вот один мишка нарисован на листе бумаги, а другой - вылеплен из глины. Кого из этих двух мишек мы назовём скульптурой? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, мишку, вылепленного из глины можно назвать скульптурой. Так чем же отличается мишка-скульптура от мишки-рисунка? (Ответы детей).
Ответы детей: Мишку-скульптуру можно взять в руки, посмотреть со всех сторон, а мишку-рисунок мы будем смотреть только с одной стороны, да и в руки такого мишку не возьмёшь, не отделить же такое изображение от бумажного листа. Значит, скульптура отличается тем, что её можно посмотреть со всех сторон, потому что она объёмна.
Рассказ воспитателя: Скульптура - очень древнее искусство. Ещё древние греки умели высекать из мраморов изображения богов и людей. Создать скульптурное произведение очень сложно (будь то металл или камень). Высечь, вырубить скульптуру из мраморной глыбы - трудная работа, требующая большого усилия и сильной руки. А если перевести на греческий язык слово «высекать», то получится «скульпере». Догадываетесь, откуда произошло название искусства скульптура? Давайте вместе произнесём это слово - скуль-пе-ре! Слышите, как твёрдо, резко оно звучит! Словно оно само высечено из камня.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где появляется скульптура? Где создавал её скульптор? Скульптор - художник или мастер, изготовляющий произведения скульптуры.
Скульптор - это специалист, который создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т. д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье. (Ответы детей).
Скульптор создаёт свои произведения в мастерской, используя различные инструменты. Здесь и клещи, и пила, и топор, и стамеска для вырезания из дерева, стеки для лепки, целые наборы молотков и молоточков. Ведь каждый материал обрабатывается по-своему.
Воспитатель: Мы очень много вспомнили об искусстве, и теперь мы готовы отправиться в музей. (Включается экран, детям представляется презентация). Итак, мы попали с вами в один из залов Русского музея. Что мы видим в этом зале? (Ответы детей).
Воспитатель: Присмотритесь, здесь же на специальных возвышениях мы видим произведения художников-скульпторов. Посетители музея внимательно разглядывают экспонаты, и мы с вами присоединимся к этим людям и продолжим наше путешествие в мир скульптуры.
Воспитатель: Мне и вам я думаю, будет интересно узнать из каких материалов можно создать скульптуру? Присмотритесь к скульптурам внимательно и попробуйте определить из чего же они выполнены? ( Ответы детей: из камня, из металла, из пластилина, из глины).
Воспитатель: Ребята, из чего бы вы сделали скульптуру, если бы вы были скульпторами?
(Воспитатель показывает слайд с изображением скульптуры М. И. Козловского «Бдение Александра Македонского». Эта скульптура появилась очень давно, около двухсот. лет назад, её автор-скульптор Михаил Иванович Козловский. Более чем полторы тысячи лет назад в Древней Македонии жил знаменитый полководец Александр Македонский, который был очень воинственным. Он завоевал многие страны, но кроме военных походов его интересовали книги, он стремился к знаниям, к науке. Посмотрите внимательно на скульптуру и попробуйте догадаться какой эпизод из жизни полководца изображает скульптура? Стремление к знаниям у Александра Македонского было так велико, что он занимался науками даже ночью. Читая книгу, он держал в руке шар, медный шар. Как только он начинал засыпать, шар падал из его рук. Стук падающего шара будил полководцев.
Так он воспитывал волю, способность в любой момент побороть сон. Об этом и рассказывает скульптура. Как видите, скульптура не так уж молчалива, как может показаться на первый взгляд. Но чтобы услышать её голос, надо быть
очень внимательным, наблюдательным, вдумчивым. И тогда мы узнаем много нового и интересного. О чём же нам рассказала скульптура? (Ответы детей).
Воспитатель: Значит, скульптура нам может рассказать об истории, о людях, о событиях всей жизни. А в нашем городе встречается скульптурные композиции, какие, кто напомнит? (Ответы детей).
Воспитатель: Я вам помогу вспомнить еще некоторые. Для этого мы обратимся к фотоальбому «Ульяновск». (Рассматривание альбома вместе с детьми).
Воспитатель: Вот сколько памятников и скульптурных композиций в нашем городе. И я хочу открыть вам небольшой секрет: мы скоро поедем на экскурсию по нашему городу. Приглашайте своих родителей отправиться в путешествие вместе с нами. А пока вспомним о чем, мы с вами сегодня говорили?
Подведение итогов.