Хаять Чеколдаева
Конспект ООД в старшей группе по ФЭМП «Части и целое»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Части и целое»»
Цель: продолжать учить детей делить квадрат пополам, называть части и сравнивать целое и часть.
Задачи:
- Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 и упражнять в счёте по образцу. Продолжать формировать представления о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур (плоских). Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего (условной меркой, равного одному из сравниваемых предметов. Активизировать в речи детей - слова: пополам, половина; выражения - две (четыре) равные части, одна из четырех (двух) частей. Продолжать закреплять умение решать примеры с действием на вычитание (-) .
Публикация «Конспект ООД в старшей группе по ФЭМП „Части и целое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
- развивать диалоговую речь, логическое мышление, память.
- воспитывать навыки самоконтроля.
Пособия: числа на магнитах 1-10; прямоугольник, 4 квадрата - на каждого ребёнка, игра Воскобовича «Геоконт», примеры на «-» - по количеству детей; запись звука машины или автобуса, ноутбук; простой карандаш.
Предварительная работа: стихи про геометрические фигуры, загадки про цифры, математическое домино, раскраски геометрических фигур и цифр.
Ход занятия
1. Мотивационный момент – включается звук едущего автобуса или машины.
Воспитатель - ребята, что за звук?
Воспитатель - сегодня утром, когда я ехала на работу в детский сад, в маршрутку вошли школьники. Один школьник достал конфету из портфеля и разломив её пополам угостил своего товарища.
- Как вы думаете, какую часть конфеты получил каждый мальчик?
2. Показ и объяснение материала на доске.
Воспитатель - дети, внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать.
Одному ребенку предлагаю разделить бумажный прямоугольник на 2 равные части. Дети выясняют, что для этого надо сложить прямоугольник пополам, стороной к стороне, угол к углу.
После того, как ребенок выполнит задание, задаю вопросы:
«Что ты сделал? Как называются эти части?
Почему каждую из этих 2 частей можно назвать половиной?
Какой формы получились части?
Как доказать, что получились квадраты?
Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на 4 равные части?»
Затем ребенок складывает прямоугольник дважды пополам.
Воспитатель задает вопросы: «Сколько частей получилось?
Как ты разделил прямоугольник на 4 равные части?
Какой формы эти части?
Что больше: целый прямоугольник или 1 из 4 его частей?
Сколько всего таких частей?»
3. Физ. минутка «Профессии»
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
4. Работа с раздаточным материалом.
У каждого ребенка по 4 квадрата из бумаги. Квадраты одинакового размера. Воспитатель сначала дает задание: разделить один квадрат на 2 равные части, сложив его стороной к стороне, а потом другой квадрат разделить на 4 равные части.
Каждый раз он задает вопросы: «Что сделали? Как разделили? Какой формы получились части? Сколько всего таких частей? Что больше (меньше) : целый квадрат или 1 из 2 (4) его частей?»
Далее предлагает детям взять еще 1 квадрат (третий) и подумать, как надо сложить его, чтобы разделить на 2 равных треугольника, Выясняют, что квадрат надо сложить пополам углом к углу, использует вопросы; «Как сложили квадрат? Сколько получилось частей? Какой формы эти части? Можно ли эти части назвать половинами и почему?»
Педагог предлагает детям взять четвертый квадрат и разделить его на 4 равных треугольника. Предварительно уточняют, как это сделать.
После того как дети выполнят задание, задают вопросы: «Что сделали? Какой формы получились части?»
Детям предлагают обвести пальцами каждую из 4 частей. Выясняют, что больше (меньше) : целый квадрат или 1/4 часть, сколько всего таких частей.
5. Игра «Геоконт»
Воспитатель - ребята, сегодня я хочу вас познакомить с очень интересной игрой, которая называется «Геоконт».
Эта игра, которая можно трансформировать в разные в геометрические фигуры, цифры и многое другое. Так как мы с вами сегодня делили фигуры на части, то эти части можно изобразить с помощью этой игры «Геоконт».
Изобразите мне с помощью геоконта – квадрат.
2. А теперь поделите квадрат пополам.
3. Какая у вас получилась фигура?
Дети – получился прямоугольник.
Теперь давайте вспомним, что это за действия (-).
4. Правильно - это вычитание, с помощью его решаются примеры. Я вам приготовила сегодня примеры. Но примеры с подсказками, а ответы нужно записать простым карандашом.
6. Подведение итогов
- Чем вы сегодня занимались?
- Какие геометрические фигуры вы использовали?
- Какое действие вы выполняли с квадратом, прямоугольником?