ирина аверина
Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Жихарка» с помощью карт Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
«Пересказ сказки «Жихарка» с применением карт Проппа»
Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.
Задачи:
1. Формировать знания о строении сказок, их характерных особенностях
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Пересказ сказки „Жихарка“ с помощью карт Проппа» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
2. Способствовать умению связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.
3. Вызвать интерес к сказке
Методические приемы:
Наглядные (использование схем, иллюстраций.);
Словесные (напоминания, указания, чтение сказки, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Игровые (использование сюрпризных моментов, перевоплощения, двигательная активность детей);
Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);
Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Предварительная работа с детьми:
Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете», «Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», «Четвертый лишний», «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь»; фантазийные рисунки детей.
Материалы и оборудование: разрезные картинки «Сказочные средства передвижения», штурвал, карточки Проппа, мольберт, магниты, сундучок, ковер, обруч.
Ход НОД.
1. Вводная часть.
(входит воспитатель в костюме сказочницы)
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к сказке, вы хотите отправиться вместе со мной?
Ответы детей: Да, хотим.
Воспитатель: - Посмотрите, что у меня в руках (волшебный клубок) с помощью этого волшебного средства мы отправимся с вами в сказку. Для этого вспомним заклинания.
(Дети, называют заклинания, воспитатель кидает клубок.)
«Сим-сим, откройся!», «Сезам закройся», «По щучьему велению, по моему хотению», «Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!», «Избушка – избушка, на курьих ножках, встань к лесу задом, ко мне передом!», «Крибле – крабле – бумс!», «Эники-беники, метелки-веники…», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг», «Крекс, пекс,фекс!», «Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку…», «Колечко-колечко выйди на крылечко», «Без рук, без ног, скок-скок поскок, веретенце потрудись, пряжа лунная прядись».
Воспитатель: Ребята, ой, что здесь лежит? (находят парашют «ковер самолет»)
Воспитатель: Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы еще знаете?
Ответы детей: - ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, сивка-бурка, конек-горбунок, серый-волк, змей-Горыныч, и т. д.
Воспитатель : Вот мы и прибыли в сказочную страну… Посмотрите, мы прилетели в Сказкоград.
Воспитатель: У всех сказок есть начало, середина и конец. А вы знаете как начинаются все сказки?
Ответы детей (Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель.)
Воспитатель: А какими словами заканчиваются сказки вы знаете?
Ответы детей (Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком, пирком, да за свадебку. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец).
Воспитатель: Молодцы!
(Воспроизведение презентации по сказке «Жихарка».)
Воспитатель: Ребята, а в какую сказку мы попали? Кто может подсказать?
Ответы детей: «Жихарка».
Воспитатель: А хотите узнать, что в этой сказке происходит!
(Просмотр презентации. Слушание сказки «Жихарка»).
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? А вы хотели бы ее рассказать дома (родителям, братьям, сестрам, друзьям?
Для этого клубочек катится дальше, и мы отправляемся вслед за ним.
(Перемещение к сундучку с картами Проппа и магнитной доске.)
Воспитатель: Посмотрите здесь спрятан какой-то сундучок. Давайте откроем сундучок и узнаем, что там. Посмотрите, какие картинки здесь лежат, они помогут рассказать нам сказку и ничего не забыть!
1. Выберете картинку где говорится, что: кот, петух и Жихарка где-то жили.
2. Выберете картинку, которая напомнит нам про то, о чем прослышала лиса.
3. Выберете картинку, которая напомнит нам про наказ кота и петуха.
4. Выберете картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет.
5. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что враг начинает действовать.
6. Выберете картинку, которая поможет нам рассказать о том, как герой вступает в битву с врагом.
7. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что произошло в результате битвы.
8. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героем, когда он вернулся домой.
9. А что означает это карточка?
1. «Жили были»
2. «Особое обстоятельство»
3. «Запрет»
4. «Нарушение запрета»
5. «Враг начинает действовать»
6. «Герой вступает в битву с врагом»
7. «Одержание победы»
8. «Герой возвращается домой»
9. «Счастливый конец»
Появляется Жихарка : - как здорово у вас получилось! Послушать сказку про себя, это так забавно! За это, я вас пряничками угощу! Обязательно расскажите эту сказку своим родителям, друзьям! А я побегу коту и петуху про вас расскажу!
Рефлексия.
Воспроизведение слайда Жар-птица.
Голос за кадром: Молодцы ребята! Я так рада, что вы побывали в моем волшебном «Сказкограде».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с пересказом сказки? Что нового вы узнали в этом путешествии? Что было трудным для вас? Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?
Что же пора нам со сказкой прощаться и в детский сад наш возвращаться.