Марина Абрамова
Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми мы работаем, это всегда приглашение к рассказу – о вымышленных событиях или реальных, не важно. Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать.
Карта – это творческий посредник между спрашивающим и отвечающим. Когда человек не говорит напрямую о себе, а обращается к визуальным образам, вроде бы просто описывая то, что видит, – он перестает защищаться.
Кроме того, карточки метафоричны. В основе метафоры лежит непрямое сравнение видимого образа с каким - либо другим на основании общих признаков. Карточки, таким образом, в неявной форме содержат множество посланий, которые на самом деле отражают подсознательные намерения и ценности рассматривающего их человека. Часто, взяв из колоды карточку, мы вдруг видим в ней то, чего не видим в жизни. Новый акцент, новые детали помогают нам увидеть старую проблему по-другому и отнестись к ней более творчески, более неоднозначно. Одна и та же картинка несет в себе для разных людей разные смыслы, что отражает, прежде всего, различия их актуальных переживаний. Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных.
Использование метафорических ассоциативных карт приобретает всё большую популярность среди психологов в работе с детьми. Детям очень часто не хватает слов, чтобы описать свои чувства, события в их в жизни, а яркие, красочные карточки вызывают у них большой интерес и они с удовольствием их рассматривают, рассказывают о том, что видят на картинке, находят в своём опыте подобные ситуации, чувства. Метафорические карты позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и волшебником, и создателем.
Особенности использования МАК с детьми
1. Применять метафорические карты можно, начиная с 5 лет, когда ребёнок может рассказать то, что он видит на карте.
2. Не стоит использовать сразу всю колоду карт. Лучше часть карт убрать. Самое оптимальное количество карт для дошкольника – это двадцать.
3. Абстрактные колоды карт в работе с дошкольниками не используются.
4. Не стоит предлагать карты, если у ребёнка дефект речи, и вы не совсем хорошо понимаете то, что он говорит. Переспросы будут раздражать и злить ребёнка. Работа просто не получится, результат вы не увидите.
5. Правильно задаём вопросы и очень внимательно слушаем. Уточняем, повторяем, не перебиваем, не навязываем своё желаемое.
6. Включаем собственные искренность и интерес к рассказу ребенка. Дети очень чувствительны, формальность в работе психолога неприемлема.
7. С помощью МАК мы позволяем ребёнку создать ситуации и прожить их в разных временных рамках: прошлое, настоящее, будущее. А это формирует ещё один очень важный навык – умение видеть последствия сегодняшних действий/поступков.
Какие колоды карт можно использовать с детьми?
• МАК «Волшебный сундучок: эти разные эмоции» (Авторы: Васильева И., Лебедева М.)
• МАК «Роботы» (Автор: Т. Ушакова)
• МАК «Котейка» (Автор: Н. Седова)
• МАК «Монстрики» (Автор: Ютта Гох-Корона и Кристиан Корона)
• МАК «Дружок» (Автор: И. Фёдорова)
• МАК «Мастерская сказок» (Авторы: Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич)
• МАК «Проективные сказочные карты» (Автор: Олифирович Н. И., Малейчук Г. И.)
Это далеко не весь перечень колод метафорических карт, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Для работы с детьми достаточно иметь в своём арсенале 4 колоды: портретную, сюжетную, сказочную и колоду с эмоциями.
В каких направлениях можно работать с МАК?
1. Диагностика, т. е. сбор информации о ребёнке и его проблеме.
2. Развитие когнитивных процессов: - развитие речи во всем его разнообразии — от расширения словарного запаса до формирования связности; - развитие логического мышления, включающее навыки обобщения, исключение лишнего, продолжение логического ряда, составление аналогий и т. д. ; - развитие памяти, в основном зрительной; - развитие номинативной функции: от обозначения отдельных конкретных объектов до абстрактных понятий (эмоциональные состояния, человеческие качества, нравственные категории и т. д.).
3. Развитие эмоциональной сферы.
4. Работа с детско-родительскими отношениями.
Вопросы для работы с детьми
В работе с детьми очень важно уметь задавать правильные вопросы, иначе красивые картинки останутся только картинками. Вот некоторые вопросы, которые можно использовать в работе с детьми:
• Что изображено на карте?
• Кто является главным героем?
• Как ты думаешь, что чувствует герой на картинке? Как ты это понял?
• Бывают ли у тебя такие чувства? В каких ситуациях ты испытываешь эти чувства?
• Что главному герою может помочь преодолеть его трудности?
• Как бы ты поступил на месте этого героя?
• С чего всё началось?
• Как ты думаешь, что произойдёт дальше?
Таких вопросов может быть гораздо больше. Главное, чтобы они были понятны ребёнку.
Упражнения для работы с детьми
Упражнение «История одного героя»
Для этого упражнения отлично подойдёт любая колода, где персонажи изображены в различных эмоциональных состояниях.
Психолог предлагает ребёнку среди карт выбрать героя, который ему больше всего нравится, откликается. Затем ребёнку задаются следующие вопросы по карте:
• Какое чувство испытывает, выбранный тобой герой?
• Как ты думаешь, что с ним произошло?
• Где он живёт?
• Есть ли у него друзья?
• Как ты думаешь, о чём он мечтает?
Дополнить данное упражнение можно элементами арт - терапии. Например, попросить ребёнка нарисовать место, где живёт его герой, затем поместить этого героя на лист. Также можно попросить нарисовать рядом друга или другого близкого человека. Что будете предлагать ребёнку нарисовать, будет зависеть от ответов ребёнка на ваши вопросы.
Упражнение «Пропавшая карта»
Эта игра отлично развивает память и внимание ребёнка и для её проведения подойдёт сюжетная колода карт. Психолог выкладывает перед ребёнком 5-6 карт (карт может быть больше или меньше, количество будет зависеть от возраста и уровня развития ребёнка). Затем просит ребёнка запомнить их. После этого ребёнок закрывает глаза, а психолог прячет одну из карт среди других карт колоды. Задача ребёнка после того, как он откроет глаза отыскать эту карту в колоде.
Сочинение сказки
Предложить ребенку выбрать себе героя (переживающего актуальные эмоции) из карт-портретов и сочинить сказку о том, как герой научился справляться со своими эмоциями (конкретно – гнев, злость, обида и т. п.)
От имени выбранной карты предложить ему рассказать о том, что пережил данный персонаж, как он себя чувствовал в тот момент и что чувствует сейчас.
Для данной техники более эффективной будет групповая работа, т. к. в этом случае можно организовать обмен участников мнениями – как данному персонажу лучше справляться со своим состоянием – как освободиться от страхов, от плохих снов, победить злость и т. п.
Предложить выбрать карту, на которой персонаж смог совершить желаемые изменения и переживает другие эмоции. Поработать над тем, что помогло ему изменить свое состояние.
КОЛОДА МАК «ПАПА, МАМА И Я» «МАМА, ПАПА И Я» – колода, состоящая из 84-х красочных карт, на которых каждый сможет обнаружить значимые ситуации взаимодействия с родителями из своего детства. Представлены как взаимоотношения в семейной триаде, так и в диаде (мама-ребенок и папа-ребенок, отражено большинство проблемных тем, которые возможны в отношениях ребенка с каждым из родителей. Эти карты позволят вам прекрасно работать не только со взрослыми, анализирующими свое детство, но и со школьниками и детьми помладше, которые смогут детскому психологу объяснить, что происходит в семье, - с помощью картинок. Это очень быстро - и сразу специалисту многое становится ясно. Также колода получила популярность у родителей (любого возраста, которые анализируют собственные родительские стратегии и ошибки в воспитании и желают их исправить. Характерная особенность колоды состоит в том, что на многих картах у героев отсутствует рот для предоставления возможности клиенту за секунды создать максимальную проекцию (с правильным для него выражением лица, эмоцией родителя или ребенка). Любой человек обнаружит эмоциональный отклик, даже если будет просто рассматривать эти карты.
МЕТОДИКА «МОИ РОДИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ» для родителей
Цель: Поиск более конструктивных стратегий воспитания ребенка. Инструкция: Просмотрите колоду и выберите те изображения, которые напоминают вам деструктивные модели собственного поведения с ребенком. Вы можете выбрать столько изображений, сколько пожелаете. Ориентируйтесь на эмоциональный отклик при отборе подходящих вам карт. Вопросы и задания:
— Проанализируйте модель поведения родителя на каждой из выбранных вами карт. Расскажите о сходствах в собственных моделях.
— Подумайте о том, в каких случаях коррекция требуется, а в каких – нет. Обсудите вторичные выгоды каждой модели, степень конструктивности - деструктивности (для ребенка, для родителя, для семейной системы).
— Для каждой карты, которая вызывает желание изменить модель родительского поведения, выберите в колоде карты, предлагающие альтернативные модели. Их может быть несколько.
— Проанализируйте все варианты альтернативной модели и выберите те, которые нравятся вам и подходят вам (и рационально, и интуитивно).
— Проверьте на практике новые модели родительского поведения. Сделайте выводы. При необходимости повторите методику (от начала и до конца).
Тем не менее, вопросы об особенностях использования метафорических карт в работе с детьми остаются актуальными. Ребёнок оперирует образами. Рациональное мышление и умение обозначить чувство словом возникает позже. Определенный уровень развития абстрактного мышления, необходимый для работы с картами, накладывает возрастные ограничения на их применение. Так, например, затруднительно работать с детьми младше 5 лет, поскольку они мыслят очень конкретно; не всегда возможна эффективная работа в случае отставания в развитии или психических нарушений. Кроме того, у ребёнка, есть свои пристрастия, любимые и нелюбимые колоды. Отношения к колодам меняется со временем: какие-то из них надоедают, а какие-то, наоборот, «дожидаются своего часа».