Ульяна Белецкая
Конспект ООД в старшей группе «Мы и электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту;
- познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;
- познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
Развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Мы и электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседа о безопасном поведении детей на улице, о назначении электроприборов, изготовление атрибутов и пособий.
Оборудование: атрибуты к дидактической игре «Собери картинку», картинки с изображением электроприборов, мяч, расчески, шарики, игрушка на батарейке, салфетки, шерстяные лоскутики.
Ход:
-Ребята, мы сегодня поговорим с вами на очень интересную тему, а о чем именно вы сейчас догадаетесь сами: у вас на столе лежат конвертики с разрезными картинками и вам нужно эти картинки собрать.
(Дидактическая игра «Собери картинку»).
- А теперь назовите предметы, которые у вас получились. Для чего они нужны?
-Пылесос - для того чтобы пылесосить, магнитофон – слушать музыку, утюг - гладить, фен – сушить волосы, холодильник – хранить продукты и т. д.
-Как одним словом назвать эти предметы?
-Электроприборы.
-Правильно.
Воспитатель читает стих:
Очень любим дом мы свой,
И уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать,
А ещё бельё погладить…
Как со всей работой сладить!
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают.
-О каких помощниках говорится в стихотворении?
-Об электроприборах.
-А почему их называют электроприборами?
- Потому, что они работают от электричества.
-А давайте вспомним, какими предметами люди пользовались раньше, когда не было электричества? Мы с вами поиграем в игру «Что есть, что было» : я буду называть электроприбор, а вы подумаете, и скажите, какие современные электроприборы заменили старые предметы.
(Стиральная машинка - корыто, пылесос - веник, фен - расческа и полотенце, лампа - свеча, магнитофон - гармонь, утюг - утюг на углях, миксер - венчик, холодильник - подвалы, газовая плита - печь, швейная машина - игла и т. д.).
- Молодцы, справились с заданием.
- А знаете ли вы, что есть ещё электроприборы, которые называются кухонными помощниками, это те приборы которые помогают людям на кухне, и мы сейчас с вами поиграем в игру.
Игра «Кухонные помощники» (образование сложных слов)
Хлеб режет – Хлеборезка. Кофе мелет – Кофемолка. Кофе варит – Кофеварка. Мясо рубит – Мясорубка. Овощи режет – Овощерезка. Сок выжимает – Соковыжималка.
Теперь вы знаете, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству.
- А как вы думаете, без чего не могут работать электроприборы?
- Без электричества, без тока.
- Совершенно верно. Все электроприборы работают от тока. Послушайте внимательно мой рассказ.
-Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Эта электростанция работает от воды – она водная, эта работает от тепла, значит она – тепловая. Эта электростанция работает от солнца, значит она какая? (Солнечная). А эта работает от силы ветра – она ветряная.
Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.
Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.
Физкультминутка:
Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Становитесь в линию, первый из вас - это розетка, последний – лампочка, остальные провод. Всем поочередно необходимо вставать и садиться, изображая волнообразное движение, символизирующее движение тока по проводам, когда «ток» дойдет до последнего ребенка – лампочки он поднимает руку. А сопровождать свое движение мы будем такими словами:
К дальним селам, городам,
Кто идёт по проводам
Светлое Величество.
Это - электричество!
Знакомство с правилами:
- Итак, продолжим нашу беседу об электричестве. Электрический ток очень опасен, он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. С ними нужно правильно обращаться. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды.
Внимательно посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, о чем они говорят?
- НЕЛЬЗЯ включать в одну розетку несколько электрических приборов одновременно. Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
- НЕЛЬЗЯ касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
- НЕЛЬЗЯ тянуть руками электрический провод!
- НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока.
- НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.
- НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг, плита и т. д.
- НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!
- Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.
- Мы с вами уже много говорили об электричестве. Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (Ответы детей).
- А как вы думаете, есть электричество безопасное, с которым можно поиграть? (Ответы детей).
Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Появляется Волшебник.
- А вот и нет. Электричество бывает и неопасное. Я – Волшебник из страны «Электричество». А хотите, я и вас научу волшебству? Есть электричество
неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Опыт 1– с расческами:
-А еще можно увидеть электричество в волосах.
-Что происходит с волосами, когда мы их расчесываем? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Попробуйте сами.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
-После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами. Статическое электричество, живет повсюду.
-А как избавиться от статического электричества?
Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.
Опыт 2 – с волшебными кусочками салфеток:
- Кусочком шерстяного лоскутика натрите пластмассовую расческу, и медленно поднесите к кусочкам салфеток и поднимите. Салфетки тоже поднимутся.
Опыт 3 – с шариком:
- Поднесите шарик к головам детей и потрите его об волосы. Насыпать черный или красный перец на белую салфетку. Поднести предварительно потёртый шарик об волосы детей к перцу.
Опыт 4 – с игрушкой на батарейке:
- У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (Ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Что за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- А у вас есть любимые игрушки на батарейках, какие?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, вы молодцы! (Что нового узнали.) Вопросы – помощники:
- Откуда берется электричество.
- Где "живет" электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество кончится?
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.).
Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
- Теперь вы знаете, что в таких простых предметах, как расчёска, воздушный шарик, салфетка живёт электричество, но оно какое? (Безопасное).
- Какие правила мы должны соблюдать, чтобы избежать беды, при работе электроприборов? (Ответы детей).