Татьяна Сологуб Костюкова
Экспериментируем, играя. Конспект ООД в средней группе «Сказка «Путешествие утенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования,
• развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе практического опыта,
• расширять активный словарный запас детей,
• воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности,
• учить детей соблюдать технику безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Публикация «Экспериментируем, играя, Конспект ООД в средней группе „Сказка „Путешествие утенка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Утки, утята
- Темочки
Оборудование: ванночка с водой, лёд, резиновая утка с утятами, кувшинки из бумаги, пчелы из бумаги со скрепками, цветочная полянка из бумажных цветов с магнитами, улий из картона, следы утёнка из пластилина, проектор, песок, трехлитровая банка с железной крышкой с небольшими отверстиями, кастрюлька с горячей водой, минеральная вода, виноград, большой пластиковый стакан, смайлики солнышко и тучка по количеству детей.
Предварительная работа:
• беседа с детьми, что такое эксперименты,
• проведение отдельных экспериментов,
• наблюдение на прогулке,
• подготовка оборудования для опытов,
• знакомство с техникой безопасности,
• знакомство с различными материалами и их свойствами.
Ход ООД:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята проходите и садитесь на стульчики, и я вам расскажу интересную сказку.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос.
Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, утёнок увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов.
Вот один из них (воспитатель показывает белую кувшинку, сделанную из бумаги, послушайте про этот цветок загадку:
Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на голубой воде
Белая …
Дети: Кувшинка.
Воспитатель: Ребята где же растет кувшинка?
Дети: На озере, в пруду.
Воспитатель: Да. Правильно белая кувшина растет в пруду. Солнышко уже начало всходить (опускаем кувшинки из бумаги в ванночку) и утёнок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы
Опыт № 1
Воспитатель подготавливает (вырезает) из белой бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закручивает лепестки к центру.
Подготовленные заранее цветы (кувшинки) опускаем на воду, налитую в ванночку-пруд. Лепестки цветов начнут распускаться.
Воспитатель: Посмотрите, что происходит с нашими кувшинками?
Дети: Они распускаются, раскрываются, разворачиваются.
Воспитатель: Молодцы. Они распускаются. Посмотрите какие они красивые.
Дети: Да красивые.
Воспитатель: Ребята почему наши кувшинки распустились в воде?
Дети: Потому что бумага намокла. Их положили в воду.
Воспитатель: Правильно. Когда кувшинки мы опустили в воду, она помогла им раскрыться это произошло потому, что бумажные лепестки наших кувшинок намокли, стали тяжелее и раскрылись.
Потом утёнок увидел, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова пропадают, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Давайте покажем, как они это делали.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки в озере живут, Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу
Вверх и вниз они снуют. Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз.
По команде «Раз, два, три»
Выпускают пузыри. Указательный и большой пальцы сложить колечком
(пузырь). Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу-вверх.
И кружатся, и шалят, Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.
И хвостами шевелят. Пошевелить кончиками пальцев.
Воспитатель: Теперь ребята мы возьмём с вами виноградинки – это будут наши рыбки опустим их в стакан с минеральной водой, и увидим, как они начнут резвиться.
Опыт № 2
Возьмем стакан со свежей газированной водой и бросим в нее виноградинки. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на виноградинки тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинки всплывут, затем пузырьки лопнут и виноградинки опустятся на дно, так будет продолжаться пока вода не «выдохнется».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что происходит, наши рыбки –виноградинки, двигаются то вниз, то вверх, как вы думаете почему?
Дети: Виноградинки (ягодки) тяжелые. Пузырьки лопнули. Появились пузырьки.
Воспитатель: Правильно. Это происходит за счет пузырьков воздуха, когда виноградинки покрываются пузырьками они всплывают, на поверхности пузырьки воздуха лопаются и отяжелевшие виноградинки опускаются на дно. Затем виноградинки снова покрываются пузырьками воздуха и снова всплывают. Это будет продолжаться, пока в воде не кончатся пузырьки воздуха.
Воспитатель: Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Опыт № 3
Подготавливаем всё необходимое для проведения опыта: банка, железная крышка с отверстиями, лед и кастрюлька с горячей водой. Наливаем в трехлитровую банку горячую воду (воду наливаем медленно, чтобы банка не лопнула). Банку закрываем крышкой с дырочками, сверху кладем несколько кубиков льда. Лед начнет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Воспитатель: Ребята, а давайте сами сделать дождь.
Дети: Давайте. Да.
Воспитатель: Сейчас мы будем с вами работать с горячей водой. Горячая вода очень опасна. Ребята вы знаете почему?
Дети: Да. Можно обжечься.
Воспитатель: Конечно.
Когда в кастрюле кипяток,
Не прикасайся к ней, дружок,
И очень осторожен будь:
Её так просто обернуть!
Поверь: кипящая вода
Была опасною всегда!
Воспитатель: Наливаем горячую воду в банку, воду наливаем медленно, чтобы банка не лопнула. Лед положим на железную крышку с небольшими отверстиями, а крышку на банку.
Воспитатель: Дети посмотрите, что происходит?
Дети: Появились капли. Дождь. Лед тает.
Воспитатель: Как вы думаете, почему лед тает?
Дети: Потому что тепло. Горячая вода.
Воспитатель: Умнички. Лёд стал таять и появилась вода. А почему появилась вода?
Дети: Лед - это вода. Вода замерзла, получился лёд.
Воспитатель: Молодцы. Правильно в тепле лед превращается в воду т. к. лед-это замершая вода.
Воспитатель: Утёнок испугался дождя и спрятался под куст. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнышко. Утёнок решил идти дальше.
Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы.
Опыт № 4
Песок смачиваем водой, чтобы видно было отпечатки, делаем отпечаток на песке одним из предметов (следы изготавливаем из пластилина). Делаем отпечатки следов утёнка.
Воспитатель: Посмотрите, на песке остались следы.
Дети смотрят.
Воспитатель: А на каком песке могут остаться следы?
Дети: На мокром
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: В нём вода. Он лепится.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Воспитатель: Шел, шел утёнок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. А давайте покажем какие это были цветы?
Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. Руки в стороны.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. Потягивание, руки вверх.
Ветер дует иногда,
Только это не беда. Покачивание поднятыми вверх руками.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. Наклоны вперёд.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. Выпрямление
Воспитатель: На ароматный запах цветов слетались маленькие жучки и громко жужжали, это были пчёлы.
Опыт № 5
Воспитатель подготавливает цветочную полянку, в середину цветов из цветной бумаги приклеивает магнит; подготавливает пчёл, на картинки пчёл надеваем скрепки. Воспитатель высыпает пчел из улья (сделанного из картона). Пчёлки магнититься к цветам (с детьми проводился эксперимент магнит и металлические вещи).
Воспитатель: Ребята, ка вы думаете почему пчёлки сели на цветы?
Дети: Они примагнителисть. На цветочки мы поклеили магнит. Сели мёд собирать.
Воспитатель: Правильно. Магнит на цветах притягивает металлические скрепки, которые надеты на пчёлок.
Воспитатель: Домой утёнок добрался очень уставший, но очень счастливый ведь ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, ведь там за забором он увидел столько интересного. Он забрался под крылышко к маме утке и сразу уснул.
Воспитатель: Но у утёнка осталось много вопросов, давайте поможем ему ответить на них (Обсуждение экспериментов с детьми).
Воспитатель: Почему же распускаются кувшинки?
Дети: Намокает бумага, солнышко светит.
Воспитатель: Правильно, бумага намокает, лепестки у цветка становиться тяжелыми и разворачиваются. Как будто цветок распускается.
Воспитатель: Почему плавают рыбки (наши виноградинки?
Дети: Пузырьки появились. Пузырьки лопнули.
Воспитатель: Молодцы. Конечно за счет пузырьков воздуха, они то появлялись, то лопались. Поэтому виноградинки – рыбки то опускались низ то поднимались вверх.
Воспитатель: Почему остались следы на песке?
Дети: Он мокрый. Он липкий. В нем вода.
Воспитатель: Правильно. Песок мокрый и он может принимать любую форму. Т. к. в нем есть вода, за счет воды он склеивается.
Воспитатель: Почему пчелы летят на цветы?
Дети: Вкусно пахнут. Магнитятся.
Воспитатель: Отлично, вы нашли ответы на все вопросы, которые возникли у утёнка. А, что вам сегодня понравилось больше всего?
Дети: Сказка. Наблюдать. Делать опыты. Утенок, Кувшинки, Дождь.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы.
Рефлексия.
Упражнение «Солнышко».
Ребята посмотрите на столе лежат картинки : солнышко и тучка, выберите изображение, то на что похоже ваше настроение и прикрепите его на голубое небо с помощью магнита:
Солнышко - было весело, интересно.
Тучку – скучно, не интересно.
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону на магнитной доске.
Воспитатель: Ой ребята посмотрите какое у нас получилось красивое небо.
Воспитатель: А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и продолжим экспериментировать.
Дети: До свидания.