Елена Бревнова
Конспект ООД в старшей группе по экологии «В поисках воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №39 «Ленок»
ООД в старшей группе по экологии
"В поисках воздуха".
Воспитатель: Бревнова Е. В.
Май, 2018
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Образовательные:
-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе по экологии „В поисках воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий не имеет запаха, а так же дать представление о том, что ветер- это движение воздуха;
-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
-способствовать формированию у детей познавательного интереса;
-обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
-развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
-наблюдение за ветром
-беседа «Что такое воздух»
-эксперименты с воздухом и предметами из металла, пластмассы, камня, резины.
-изготовление корабликов и вееров
- чтение сказки «Винни-Пух»
Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: бумажные вееры- 13 шт., пластиковые бутылки- 13 ш., тазики с водой – 6 шт. ,полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, весы, надутый воздушный шарик-1,воздушные шарики по количеству детей,фартуки (по количеству детей);игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки.
Ход занятия:
Воспитатель: В круг скорее становитесь,
И за ручки все держитесь
Дети: «Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Введение в проблемную ситуацию (мотивационно-ориентировочный этап) :
Воспитатель Ребята, сегодня утром нам на электронную почту пришло письмо. Посмотрите, вот оно. Хотите узнать от кого письмо? Воспитатель читает кому оно направлено и читает содержание:
«Здравствуйте дети! Пишут Вам Фиксики. У нас случилась беда! Мы хотели полетать на воздушном шарике, но он сдулся. Мы знаем, что шарики наполняют воздухом, но не знаем как его найти. Помогите нам.»
Воспитатель: Ребята, поможем Фиксикам?
Воспитатель: Ребята, чтобы найти воздух, я предлагаю вам превратиться в воздухоискателей и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Но прежде, чем мы очутимся в лаборатории, скажите мне как себя нужно вести в лаборатории? (ответы детей)
Звучит волшебная музыка превращения
Воспитатель: Вправо, влево повернись
И в воздухоискателей превратись!
Воспитатель: Ребята, мы с вами воздухоискатели, а вот и лаборатория.
Надевайте скорее колпаки и фартуки.
Воспитатель: Мы собираемся искать воздух. А кто его видел? (мы не видели)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (ответы детей)
Дети: Воздух невидимый!
Воспитатель: Вывод:Воздух невидимый.
Воспитатель: Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами можете убедиться. (дети проходят к столу, где лежат бумажные вееры).
Опыт 1 «Почувствуй воздух»
Воспитатель:Возьмите вееры, помашитеперед своим лицом. Что вы чувствуете? (Прохладу)
Вывод: Воздух можно почуствовать.
Опыт 2 «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Давайте мы поробуем поймать воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Давайте теперь поймаем воздух в пакети закрутим его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.
Дети: в нем нет воздуха
Воспитатель: Вывод:воздух прозрачный. Для того,чтобы увидеть воздух, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
Ребята, а как вы думаете, где используют такой запертый воздух?
(предположения детей). Правильно, в игрушках. Давайте мы это проверим.
Опыт 3 «Тонет - не тонет» На столах лежат игрушки.
Воспитатель:Ребята, отпустите в таз с водой резиновый мяч и деталь от конструктора.
Воспитатель: Ребята, почему какие-то предметы утонули, а какие-то нет? (Ответы детей)
Воспитатель: Вывод: Игрушки, в которых есть воздух не тонут, а плавают. Значит воздух легче воды.
Опыт 4
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? (ответы детей).
Воспитатель: Как мы можем это проверить? (ответы детей).
Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Нам надо опустить бутылку в воду и слегка наклонить бутылку. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Вывод:в пустой бутылке естьвоздух и вода вытесняет воздух
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 5 «Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные трубочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. А сейчас подуйте в трубочки. Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).
Вывод: Сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим!
Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Воспитатель: Мы убедились, что внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, воздух имеет вес? (ответы детей)
Опыт 6
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим. У меня есть весы. На одну чашу я положу сдутый шарик, на котором нет воздуха, а на вторую чашу надутый шарик с воздухом. Посмотрите, что произошло? Чаша с весами, где лежит шарик, перевесила часу со сдутым шариком. Значит воздух имеет вес!
Вывод:Воздух имеет вес
Опыт 7 «Не дышу»
Воспитатель: Как вы думаете, мы можем прожить без воздуха? (ответы детей) Давайте проверим. По моему сигналу вы зажмете пальчиками нос и закроете рот, по моему хлопку сразу откроете нос и рот.
Ребята, что вы почувствовали? (ответы детей)
Воспитатель ВыводБез воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 8 «Надуй шарик»
Ребята, что мы сами можем заполнить воздухом. (ответы детей)
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Ребята, сейчас я попробую наполнить воздухом воздушный шарик. (надуть шарик)
Воспитатель:Чем я заполнила шарик? (ответы детей)
Вывод:Воздух принимает форму предмета.
Сейчас я надувала шарик воздухом, а вы попробуете нарисовать воздухом. Хотите попробовать?
Опыт 9 «Раздуй каплю» (рисование воздухом). (За отдельными столами)
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы и затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали.
Воспитатель: Ребята, вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы многое узнали про воздух и сейчас можем помочь Фиксикам и напишем как найти воздух. А сейчас снова превращаемся в детей? (звучит волшебная музыка)
«Вправо, влево повернись
И в детей превратись!»
Ребята, какие свойства воздуха вы узнали?
Дети: легкий, прозрачный, невидимый
Что еще вы узнали про воздух?
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
- что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
- чтоб увидеть воздух, его надо поймать
- без воздуха ничто живое не может жить;
Рефлексивно – оценочный этап:
Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Какой опыт вам запомнился? А какой опыт вы бы хотели провести дома с родителями?
Воспитатель: мне очень понравилось, как вы занимались. Я вам дарю шарики, а вы дома с родителями проведете опыт с воздухом!