Халезова Татьяна Дмитриевна
Конспект ООД с элементами экспериментирования «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства воздуха
Цель:
развивать умение детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас.
Задачи:
Образовательные: сформировать у детей представление о том, что вокруг нас воздух. Учить детей замечать свойство воздуха, показать, что воздух нужен для дыхания. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: не видим, ощутим, не имеет запаха, бесцветный, прозрачный.
Публикация «Конспект ООД с элементами экспериментирования „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающие: развивать наблюдательность умение анализировать, делать выводы, Вызвать интерес, к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы. Дать возможность обнаружить воздух с помощью опытов (он по всюду).
Ввести в активный словарь детей слова: воздух бесцветный, прозрачный,
Воспитывающие: воспитывать умение договариваться между собой.
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром, за качающимися деревьями.
Чтение произведения В. Катаева «Цветик-семицветик, просмотр мультипликационных фильмов «Вини – Пух и пчелы», «Смешарики. Воздух для вдохновения».
Опыты «Как увидеть невидимку воздух?», «Почему лопнул шарик?», «Почему всплывает подводная лодка?»
Игры с вертушками, флюгером, с мячом, «Ветер дует-лодочка плывет». Просмотр презентаций «Ветер».
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: шарики для украшения группы-лаборатории, схемы-иллюстрации, обозначающие выводы-открытия детей (1 схема - внутри живого организма есть воздух; 2 схема- воздух бесцветный, без запаха его нельзя поймать; 3 схема- воздух имеет вес; 4 схема- воздух легче воды, 2 дуги, на каждой прикреплено по 2 шарика,
Раздаточный (по количеству детей): шапочки и белые халаты, воздушные шары, целлофановые пакеты, металлические шарики, тазики с водой.
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель с помощью веселого колокольчика собирает детей в небольшой круг.
- Ребята, я сегодня шла на работу, и мне очень захотелось стать ученым…
- А вы мне не подскажите кто такие ученые? (ответы детей: ученые они что-то изобретают, ученые делают эксперименты, ученые изучают науки, изобретают).
- Правильно, ученые - это люди, которые что-нибудь изобретают. А вы хотите, что-нибудь изобрести?
Дети: Да
- И я очень хочу. Давайте тогда превратимся ненадолго в ученых. Согласны?
Дети: Да
- Тогда закрывайте глазки. Эни-бени-краба (хлопает в ладоши). Мы теперь не девочки, мы теперь ни мальчики. Мы теперь не воспитательницы. Мы теперь кто?
Дети: ученые.
Основная часть
- Проходите в лабораторию. Посмотрите, какая лаборатория для вас приготовлена, как красиво я ее украсила (обращает внимание на шары). А чем я украсила лабораторию? (ответ детей: шарами)
- Правда, красивые шарики?
Дети: да
- Но почему-то один какой-то грустный, вялый, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик стал опять веселый? (предположения детей, в итоге приходят к выводу, что надо надуть шарик, чтобы он был опять веселый.
- Давайте попробуем надуть веселые шарики? Проходите, выбирайте шарики (дети надувают воздушные шары)
- Пробуем, мы же ученые, не у всех сразу, получается, посмотрите какой веселый шарик надул (имя ребенка, замечательный шарик. Ученые, ведь у них тоже не сразу все получается. Они пробуют, испытывают и только после этого получается какой-то результат…
- Господа ученые скажите, пожалуйста, а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой веселый шарик?
Дети: потому, что его надули воздухом
- Надули воздухом? А как он туда попал?
Дети: через нас
- Через нас? А как это через нас?
Дети: потому что в нас есть воздух
- Да. В нас есть воздух. Давайте проверим.
(Дети начинают вдыхать воздух, выдыхать, подставляют руку, чтобы почувствовать воздух)
- Мы сделали первое научное открытие…
Дети: Да
- Подскажите, какое открытие мы сделали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
- Да, ребята, вы правы - в нас есть воздух. Надо это открытие отметить схемой. Проходите сюда. Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (дети выбирают схему, соответствующую сделанному выводу, и первой ее располагают на мольберте.) Давайте положим шарики здесь, пускай они украшают нашу лабораторию. И нас, господа ученые ждут новые открытия. Пройдем сюда, к нашему лабораторному столу. Скажите ребятки, вот внутри нас воздух есть, а вокруг нас он есть?
Дети высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что воздух есть не только внутри нас, но и вокруг нас.
Воспитатель:
- А поймаем его? (хлопают в ладоши)
- У кого получилось поймать? Ни у кого? Где же он? Как же нам его поймать
(ответы детей)
- Нам помогут пакеты, разбирайте господа ученые пакеты. (дети берут пакеты со стола, будем ловить воздух. Зажали пакеты…кто поймал?
Дети: я…
- Смотрите сколько воздуха поймали …На что теперь наши пакеты похожи?
Дети: на шарик (ответы детей: на кошку, на подушку и т. д.)
- Давайте посмотрим, воздух имеет какой-нибудь цвет? Нет. Он какой?
Дети: прозрачный
- Прозрачный. (Имя ребенка, какой воздух ты поймала? Какой? Есть у него цвет? Дети: нет.
- Значит он какой? Он бесцветный. А давайте мы его понюхаем?
Дети нюхают воздух из пакета.
- Что-нибудь почувствовали? Имеет воздух запах?
Дети: Нет.
- Молодцы ребятки. Получается, что воздух, какой? (имя ребенка) какой воздух? Кто скажет?
Дети: бесцветный, волшебный.
- Волшебный… Потому что его можно поймать, а какой на цвет у нас воздух. (бесцветный) А какой запах у воздуха? Никакого. Выпустите воздух. Пускай летит. Ой, пакетик стал плоский. Положите их пока на стол. Вот наше новое открытие. Оказывается воздух… какой? Бесцветный, без запаха и его нельзя поймать руками. Надо отметить наше открытие схемой. Господа ученые, прошу. (Имя ребенка) выбирай схему. Давайте посмотрим, ребята, правильно ли выбрал Ваня схему нашему открытию? Согласны с Ваней? Это наше второе открытие. Молодцы. Давайте продолжим наше испытание.
- Ребята мы воздух ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?
Дети: нет
- Можно его взвесить?
Дети: нет
- Очень интересная мысль… смотрите, какие замечательные весы у нас в лаборатории. (Подходят к первым весам) На этих весах, что у нас висит? (Ответы детей) Шарики. Обратите внимание шарики перевешивают друг друга или они уравновешивают?
Дети: уравновешены
- Давайте попробуем один шарик проткнуть и посмотреть, что получится? Кто смелый? Давайте (имя ребенка) попросим… Смелей. Один шарик протыкаем (дети лопают каждый по одному шарику, остается один шарик). Давайте посмотрим теперь на наши весы… Что произошло?
Дети: один шарик лопнул
- Шарик лопнул. И весы, с которой стороны остались шарики… что сделали?
Дети: Перевесили
- Перевесили. Значит, воздух имеет вес?
Дети: Имеет
- Имеет. Посмотрите, воздух стал тяжелее. Весы опустились. А давайте мы попробуем второй шарик тоже лопнуть. Господа ученые, кто еще не лопал шарики? Подходите, прошу, вот ваша шпажка. Протыкай смелей (дети лопают оставшиеся шарики).
- Лопнули все шарики. Шарики полопались и весы у нас – уравновешиваются, да? Ребята, господа ученые получается, что воздух у нас… имеет вес… Надо обозначить это схемой. Прошу вас к нашей доске. (Имя ребенка) найди, пожалуйста, схемы. Она по счету какая будет? Третья. Трете открытие – воздух имеет вес. Замечательно. А вы не забыли про наши красивые шарики? Давайте возьмем их. (Дети берут шарики, которые надули в первом опыте)
- господа ученые приглашаю вас за следующий стол. (На столе стоят два тазика с водой, на столе лежат маленькие металлические шарики) Что у нас здесь приготовлено?
Дети: шарики
- Шарики? Тоже воздушные?
Дети: Нет
- А какие?
Дети: (ответы детей)
- Металлические. Возьмите в руки по шарику. Попробуем опустить их в воду? Что с ними произошло? Берите, берите, опускайте, мы же ученые надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Шарики, что сделали?
Дети: Утонули
- Утонули. А давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем. Нет, а зачем руками? Ты же металлический руками не топила. Они не тонут. А что они делают? Наверху плавают? А почему?
Дети: потому что они воздушные.
- но ведь воздух имеет вес, а раз он имеет вес, а почему он не тонет?
Дети: воздух летает…
- Летает…хорошо, еще дальше думаем. По сравнению с водой воздух легче или тяжелее?
Дети: легче
- Воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику. Ребятки давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Какое оно по счету? Оно четвертое по счету. Шарики плавают.
Заключительная часть
- Ребятки, давайте вспомним, какие же открытия мы сегодня сделали.
(Ответы детей)
- Надували шарик и узнали, что воздух находится в нас. Какое мы сделали второе открытие? Воздух есть вокруг нас. И какой воздух нас окружает? Какой он? (ответы детей: воздух без запаха, воздух бесцветный). А какое третье открытие мы сделали? (Ответы детей) Воздух имеет вес. И последнее открытие какое у нас? Воздух легче воды. Молодцы ребята, понравилось вам быть учеными и мне очень понравилось. Спасибо вам за помощь. Превратимся обратно в девочек и мальчиков. Давайте закроем глазки (дети закрывают глаза) Эни-бени-краб. (хлопает в ладоши). А с нашими надутыми воздушными шариками мы будем играть в группе.