Людмила Ульшина
Конспект ОД «Усманский острог»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить с историей Усманского острога. Закрепить представление о природных богатствах родного края. Активизировать словарь (острог, рубленая изба, бревенчатая стена, сторожевая башня, «полон», дума, челобитная, «угожее», «выгон»).
Материалы. Деревянный конструктор (если такого нет, можно использовать заранее приготовленные «брёвна» из пластилина, или из бумаги, скрученной «в трубочку», или самостоятельно приготовленные «брёвнышки» из дерева. Донесение. Иллюстрации или фото с изображением Усманского острога. Костюмы воеводы и русских людей.
Публикация «Конспект ОД „Усманский острог“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Предварительная работа. Знакомство с процессом строительства рубленной избы. Рассматривание иллюстраций, чтение стихов об Усмани.
Ход занятия.
(Дети, переодетые в костюмы простых русских людей, передвигаясь по комнате, ищут место для строительства острога, переговариваются:
- Да, такого разорения еще не было, татары сожгли дома, угнали молодых людей в плен, пожилых убили, угнали скот. От татарских погромов уцелели только сёла Песковатское, Излегоще.
- Надо ехать в Москву, просить помощи, а то совсем будет худо.
Аудиозапись или голос взрослого:
- По первому зимнему пути прибыли посланцы в Москву из Усманских селений с челобитной. Там они писали:
Говорит ребенок старославянской речью:
«…к нашим сёлам и деревням бывают приходы татарские беспрестанные и нас побивают, и иных, и жен, и детей, в полон поимали много людей, и хлебы сеять не дают, а который был посеян и тот на полях остался…»
Аудиозапись или голос взрослого:
- И вот в думе стали расспрашивать челобитчиков, где и какие крепления надо строить, чтобы защищаться от татарских врагов. Все планы обсуждены и по «государеву указу» в наш край был направлен воеводой Степан Михайлович Вельяминов для построения крепости. Прибыв в наши края, Степан Михайлович прежде всего осмотрел местность. Он советовался со здешними жителями, где лучше построить город.
Воевода: - Ставим острого здесь?
Человек: - Нет, место здесь низкое и болотистое.
Воевода: - А вот и речка. Вот хорошее место. Ставлю здесь острог! Это место безопасное, и земли здесь пригодные для сенных покосов, и поля пашенные будут по обе стороны города, и вода будет городу и сёлам, и лес на строительные дела людям возить будет близко.
Воспитатель: - Город заложили 1 июня 1645 года. Город – крепость, город – заступник. В этот день каждый год мы отмечаем день его рождения.
Показать иллюстрацию картины из краеведческого музея «Строительство города».
Дети подходят к столу со строительным материалом, строят избы, сторожевые башни. По окончании работы, «воевода» вручает воспитателю донесение.
Воевода. Сядем рядком да поговорим ладком. (Дети садятся.)
Воспитатель (читает донесение).
«Острог ставлю на берегу реки. Тут место самое лучшее, угожее для пашен, покосов, выгона, и рыбная ловля хороша, и всё близко».
Вы поставили острог. А что это такое? (Маленький город, селение.) Острог – это деревянная крепость, обнесенная со всех сторон высокой стеной. (Вывешивает иллюстрации с изображением Усманского острога.) Избы в нём были деревянные, рубленные. По углам острога возвышались сторожевые башни, на которые поднимались его защитники. Как вы думаете, зачем? (Чтобы смотреть, наблюдать.) Верно, чтобы наблюдать за окрестностями, сторожить: не идёт ли неприятель? А еще у русских людей был обычай: там, где заложен острог (крепость, селение, строить церкви. В Усманском остроге тоже срубили деревянную церковь.
Так родился наш город. А теперь я предлагаю показать, как строили избы.
Разминка. Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом.
Рубим, рубим, рубим –
И срубили дерево!
Срубим ветки.
Снимем кору.
Получилось бревно.
Погладим его.
Теперь ставим избу:
Первое бревно, второе бревно. (И т. д.)
Делаем крышу.
Вот и изба готова.
Воспитатель. Почему вы выбрали именно это место? (Потому что лес рядом.) Как вы понимаете поговорку «У леса жить – голодным не быть»? (Лес кормит, потому что в нём живут звери и птицы. Их мясо употребляют в пищу. В лесу много ягод, грибов, орехов. Люди их едят, на зиму запасают.) А почему острог поставили на берегу реки? (В реке много рыбы, а рыба – это еда. По реке можно плыть в другие города и торговать.) Люди уважали лес и реку и ласково называли их «лес – батюшка», «река – матушка».
Воспитатель. Давайте вспомним стихотворные строки, посвященные Усмани.
Усмань, Усмань, я тобой горжусь,
Ты России памятником стала.
От набегов молодую Русь
Сколько раз ты, верная, спасала.
Среди державы русской
Всем ветрам открыт,
Милый город Усмань
Издревле стоит.
Нежен и небросок,
Не лишен красы
Словно отголосок
Песни о Руси.
Не многоэтажен, в кипени садов,
Без претензий важных крупных городов.
Как же не гордиться Усманью моей,
Ежели родиться довелось мне в ней!
В наши дни город неузнаваем. Построены новые дома, больницы, школы, магазины, есть городской парк. Наш город славиться героями войны и труда. Ну а об этом мы погорим в другой раз.