ОЛЬГА ХОДОРЕНКО
Конспект ООД «Скоро в школу нам шагать, что там будем изучать» в подготовительной группе
ФИО педагога: Ходоренко Ольга Анатольевна
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возрастная группа : подготовительная
Тема занятия: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»
Цель: Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Публикация «Конспект ООД „Скоро в школу нам шагать, что там будем изучать“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.
- Установить связь между строением птичьего пера и его функцией.
-Подвести детей к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз.
-Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.
-Закрепить знания о свойствах песка.
-Обогащать активный словарь детей.
Развивающие:
- Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.
- Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.
- Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
- Воспитывать взаимовыручку, умение слушать;
- Воспитывать желание учиться в школе, желание интересоваться различными школьными предметами.
Здоровьесберегающие:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- содействие правильному физическому и психологическому развитию детского организма.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, экран, проектор;
Аудиозапись школьного звонка.
Слайды: «Пустыня», учебники «биология», «химия», «физика», «география», «анатомия», «астрономия».
Лупы, перья маховые и пуховые.
По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости с растворенной краской.
Листы бумаги, ручки с колпачком, слайды с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами.
Ранец, тетрадь, ручка, линейка, ластик, дневник, карандаш, учебник, альбом, цветные карандаши, кукла, бутылочка с соской.
Пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки, деревянный шарик, мячик для настольного тенниса, скатанный из салфеток шарик, клеенка.
Организационный момент, начало занятия включающие:
Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.
Задачи:
1. Привлечь детей к совместной деятельности
2. Активизировать мыслительную деятельность детей
3. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети слушают.
Дети здороваются.
Дети: в подготовительной группе
Дети: лепка, математика, рисование, развитие речи, физкультура.
Дети: мы станем школьниками.
Дети: это звонок. Утром ранним кто-то странный,
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
-А я, ребята, хочу поздороваться с вами.
-Здравствуйте, ребята!
- Скажите, пожалуйста, вы в какой сейчас группе?
-Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. - Расскажите, какие у вас бывают занятия?
-Но, совсем, совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему?
- Да, потому что вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.
- А что это за звук?
Он звенит, звенит, звенит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
А что это звенело?
- Правильно, это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока. А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.
Воспитатель читает стихотворение.
Дети стоят.
Звенит школьный звонок.
2. Основная часть занятия.
Цель: формировать у детей интерес к новым знаниям.
Задачи: - расширять представления детей о предметах, которые будут изучать в школе;
- развивать интерес к исследованию и экспериментированию;
- развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли;
- способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Ребенок Химия — наука о веществах, о том, как они ведут себя в разных условиях.
Дети выполняют задание.
Дети (краска растворяется в воде)
Дети выполняют задание.
Дети (краска растворяется в воде быстро)
Дети (если размешать краску, то она быстро растворится в воде)
Ответы детей (размешиваем сахар в чае или соль в супе)
Ребенок (биология — наука, которая изучает все живые существа)
Дети (перья разного размера)
Дети выполняют задание.
Дети (быстро)
Дети выполняют задание.
Дети (медленно)
Дети рассматривают перья.
Дети (у махового пера толстый и пустой внутри стержень, у пухового пера тонкий, мягкий стержень).
Дети выполняют задание.
Дети (маховое перо рассекает воздух резко, со звуком, пуховое перо не рассекает воздух)
Дети выполняют задание.
Дети (маховое перо помогает птице летать, а пуховое — сохранять тепло)
Ребенок (анатомия — наука, изучающая тело человека)
Дети выполняют задание.
Дети (да, получилось)
Дети выполняют задание.
Дети (задание выполнить было нелегко)
Дети (нет)
Дети (задание выполнить оказалось не так уж просто)
Дети (два глаза).
Дети рассматривают картинки.
Дети (девочка)
Дети (глаза нужно промывать, тереть нельзя)
Дети (руки могут быть грязными и грязь попадет в глаза)
Дети (мальчик).
Дети (мальчик ровно держит спину, низко не наклоняется)
Дети (на далекое)
Дети (на небо за окном, на потолок)
Дети (будем бегать, прыгать)
(Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту и показу воспитателя).
Дети (упадет вниз на землю)
Дети (опустимся вниз)
Ребенок (бумажный, пластиковый, деревянный)
Ребенок (бумажный легкий, деревянный тяжелый)
Ребенок выполняет задание
Дети наблюдают
Дети рассуждают.
Дети (о Земле)
Дети (это глобус)
Дети (лес)
Дети (вода)
Дети (горы)
Дети (пустыни)
Дети (часть земли, покрытая песком)
Дети (от слова «пусто»)
Дети (потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет)
Дети (в пустыне нет воды)
Дети выполняют задание.
Дети (образовался холмик).
Дети (дуют на песок)
Дети (песок стал двигаться)
Дети (песок впитал воду)
Дети (песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком) -Звонок зовет нас на урок химии.
- Химия — наука о чем?
-На уроках химии вы узнаете, почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются.
- Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.
-Тема урока «Как вещества растворяются в воде?»
- В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите?
-Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.
-В другой стакан с водой, также капните краску и с помощью палочкой размешайте. Что вы видите?
-Краска растворилась быстро.
-Какой вывод можно сделать?
- Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его.
В обычной жизни, как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде?
- Звонок зовет нас на урок биологии.
-Ребята, биология-это наука о чем?
-Да, на уроках биологии вы узнаете много интересного о разных растениях, о самых больших обитателях планеты — китах и самых маленьких — микробах.
-А сейчас представим себя на уроке биологии и поговорим о птицах.
-Тема урока «Как устроены перья у птиц?»
- Птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев?
-Да, маховое перо намного больше пухового.
- Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало?
-Быстро, кружась.
-А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало?
- Медленно, кружась.
- А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются?
-Да, у махового пера толстый и пустой внутри стержень. У пухового пера тонкий, мягкий стержень.
- Взмахните маховым и пуховым пером.
-Что вы ощутили?
-Маховое перо рассекает воздух резко, со звуком. Пуховое перо не рассекает воздух.
-Рассмотрите перья через лупу. Обратите внимание, как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.
- Давайте порассуждаем, для чего птицам такие перья?
Вывод: маховое и пуховое перо отличаются. Маховое перо помогает птице летать, а пуховое — сохранять тепло.
- А этот звонок зовет не на урок, а на перемену!
-Звонок зовет нас на урок анатомии.
-Ребята, как вы думаете, что изучает анатомия?
-Да, наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете, от чего зависит цвет волос у ребенка, сколько у человека костей, как работает сердце.
- Представьте себя на уроке анатомии. Тема урока «Зачем человеку два глаза?»
- Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?
-Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один? Положите перед собой чистый лист бумаги, возьмите ручку и поставьте на листе точку. А теперь встаньте и попробуйте быстро попасть ручкой в нарисованную точку. Получилось?
-Это сделать получилось легко.
- А теперь проделайте то же самое, закрыв рукой один глаз. Что скажете? Легко ли было выполнить это задание?
-Попробуем другой эксперимент: снимите колпачок с ручки и быстро наденьте его обратно.
- У вас возникли трудности?
-Нет. Это простое задание. А теперь снимите колпачок с ручки, зажмурьте один глаз и быстро наденьте колпачок на ручку. А как на этот раз?
-Задание выполнить оказалось не так уж просто.
- Это потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, немного отличающиеся друг от друга.
Так сколько же глаз нужно человеку?
-Конечно, два глаза.
- Глаза надо беречь. Посмотрите на экран.
- Кто из детей правильно ухаживает за глазами?
-Почему?
-Почему нельзя тереть глаза руками?
-Правильно, руки могут быть грязными и грязь попадет в глаза.
- А теперь скажите, кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка? Почему?
-Нельзя наклоняться близко к книге или тетрадке. Глаза быстро устают, когда смотрят на то, что расположено близко к ним. А если глаза устанут смотреть на близкое, значит нужно посмотреть на … - далекое. На что, например?
-Правильно.
Следующий урок, урок физкультуры.
-Как вы думаете, чем будете заниматься на уроках физкультуры?
- На уроках физкультуры вы продолжите знакомиться с разными видами спорта, станете сильными, ловкими, быстрыми. А сейчас потренируемся.
- Звонок зовет нас на урок физики. Физика — наука о законах природы. На уроках физики вы узнаете, почему летают самолеты, почему одни предметы плавают, а другие тонут.
- Сейчас представим себя на уроке физики. Тема урока физики - «Почему всё падает на землю?»
- Земля обладает силой притяжения. Все, что мы подбросим вверх, упадет куда? Правильно, вниз на землю.
-Подпрыгнув, мы? А вот как земля притягивает разные предметы, мы с вами постараемся сейчас выяснить.
- Ребята, пройдите к столу с песком. Мне нужен помощник. Вот у меня три шарика. Какие они?
- Определите, какой самый легкий, какой самый тяжелый?
- Хорошо, правильно.
- Проведем эксперимент. Кто мне поможет?
- Поднимай повыше и отпускай шарики по очереди, так, чтобы они упали на песок.
- А мы, ребята, обратим внимание, какой из шариков быстрее упадет — притянется к земле, а какой медленней. Также обратим внимание на след, оставленный шариком на песке в месте падения.
- Расскажите о результатах своих наблюдений.
-Чем легче предмет, тем медленней он падает — притягивается к земле. Тяжелые предметы ударяются сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большой высоты, тогда в песке увеличивается углубление.
Вывод: все предметы притягиваются землей и падают, но с разной силой и скоростью.
- Звонок зовет нас на урок географии.
- «Гео» в переводе с греческого языка означает «Земля». Значит география - наука о чем?
- Правильно о Земле, о поверхности планеты Земля. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты - с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.
- Ребята, знаете ли вы, что это такое?
-Это глобус.
Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.
- А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет? -Зеленый цвет означает леса.
-Голубой, синий?
-Коричневый цвет? Горы.
-А желтый? Да, пустыни.
- Сегодня мы с вами поговорим о пустынях.
-Что такое пустыня? От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. Да, от слова «пусто».
-А почему?
-Но почему же?
-Да, в пустыне нет воды, много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.
- Ребята, пересыпьте песок в пустую тарелку. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось?
-В месте падения песка образовался песчаный холм. Песок сползает, как-бы стекает со склонов холма.
-А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать?
-Подуйте слегка на песок.
-Что произошло?
- Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок.
-Что произошло? Даже, если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.
- Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных?
-Правильно, песок постоянно движется, а вода быстро впитывается песком. Звенит школьный звонок.
Слайд учебник «Химия»
Звенит звонок.
Слайд учебник «Биология».
Предложить детям присесть за столы
Звенит звонок.
Динамическая пауза «Перемена»
Воспитатель показывает разные предметы. Дети определяют, если школьный предмет, то выполняют прыжок и говорят «Да». Если предмет не относится к школьным предметам, то они приседают и говорят «Нет».
Звенит звонок.
Предложить детям присесть за столы.
Слайд учебник «Анатомия»
Показ слайдов с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами.
Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»
Звенит звонок.
Физкультминутка
Раз - на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться. Два - нагнулись до земли и не раз, а раза три. Три –руками помахали. Наши рученьки устали. На четыре - руки в боки, дружно делаем подскоки. Пять – присели раза два, Шесть – за парты нам пора.
Звенит звонок.
Обратить внимание на экран.
Слайд учебник «Физика»
Звенит звонок.
Слайд учебник «География». Обратить внимание на экран.
Показ глобуса.
3. Заключительная часть занятия:
Цель: подведение итогов занятия
Задача: учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Ответы детей.
-Вот и закончились сегодня наши уроки. На каких уроках вам было особенно интересно? Почему?
-Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получить в школе много знаний и много хороших оценок. На память вручу вам вот такие медальки «За стремление к знаниям».
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
«Спасибо за приятную встречу».
Вручение медалек.