Андрюшина Елена
Конспект ОД с применением экспериментальной деятельности «Свойства муки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД с применением экспериментальной деятельности «Свойства муки».
Цель: Ознакомление детей со свойствами зерна, муки через детское экспериментирование.
Задачи:
1. Рассмотреть с детьми зерно.
2. Познакомить детей со свойствами муки.
3. Познакомить детей с видами мельниц, профессией мукомола.
4. Развивать речь детей, воображение, мелкую моторику; развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Публикация «Конспект ОД с применением экспериментальной деятельности „Свойства муки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мука. Свойства муки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
5. Воспитывать интерес к экспериментированию.
Ход занятия
1. Организационный момент. Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.
Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила петушка Голосистое горлышко. Из какой он сказки? Петушок нашёл колосок, а его друзья Круть и Верть убежали. Он просит Вас помочь сделать из него, то что загадано в загадке.
Из нее пекут ватрушки,
И оладьи и блины,
Если делается тесто,
Положить ее должны. (мука)
Поможете?
Где вы видели такие колоски? Где они растут? Когда? А сейчас можно на поле увидеть колоски?
2. Повторение.
Давайте вспомним, как вырос колосок.
Слайды.
Физминутка.
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Вот и вырос колосок!
Что же в первую очередь надо сделать? (Обмолотить) Как мы будем обмолачивать? Чем?
Что у нас получилось? (Зёрнышки).
3. Рассматривание зёрен пшеницы
-Посмотрите получилось зерно. Какого злака это зерно? Это зерно пшеницы. Оно овальной формы. Зёрнышки гладкие и твердые. Вы представляете, из этого вот зерна получается мука! И мы сейчас это проверим.
Сколько зерна получилось из одного колоска? Что теперь нужно? (Смолоть)
Посмотрите, у меня здесь виды мельниц (рассматривание картинок- ветряная и водяная мельница, ступка, жернова, мукомольный завод).
Давайте определим, какие мельницы были раньше, а какие современные.
Древнейшими орудиями размола зерна были зернотёрка и ступка, затем каменные жернова, приводившиеся в движение вручную.
Сначала появились водяные мельницы. Речная вода крутила большие мельничные колеса, а те приводили в движение жернова, перетиравшие их в муку. Позднее в степях, где вольно гулял ветер, ставили ветряные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы, а те приводили в движения жернова. Людей, работавших на мельнице, называли мельниками. Это было давно.
В наше время зерно перерабатывают на специальных мукомольных заводах, где стоят большие электрические мельницы.
Мукомольные заводы оснащены современными компьютерами. Вся работа автоматизирована. Людей, работающих на мукомольных заводах называют – мукомолами (аппаратчик мукомольного производства). В чём мы будем молоть зерно?
Давайте высыпайте из ладошек зернышки вот сюда в маленькую мельницу (кофемолку).
Воспитатель объясняет детям, что им нельзя самостоятельно включать электроприборы.
-Вот у нас с вами получилась МУКА.
А почему же она не белая?
(Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах)
Если смелем пшеницу будет. мука какая…пшеничная
Если смелем ячмень будет. мука какая… ячменная
Если смелем овёс будет. мука какая…овсяная
Если смелем рожь будет. мука какая… ржаная
Давайте отнесём муку петушку.
Физминутка «МЕЛЬНИЦА»
Наклоняемся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре —
Завертелась, закружилась.
(И. п. — наклон вперед, руки в стороны, стойка ноги врозь, 1 — правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; 2 — смена положения рук.)
ОПЫТ 1. «Мука безвкусная»
А теперь давайте попробуем муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус? (Ответы детей)
- Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса. Она безвкусная.
ОПЫТ 2. «Мука имеет свой особенный запах».
Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный)
- Мука имеет запах.
ОПЫТ 3. «Мука белая, мягкая, пушистая»
Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету? (белая.)
Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая.)
ОПЫТ 4. «Мука сыпучая, сухая, рассыпчатая».
- Возьмите стакан муки и пересыпьте из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)
- Значит мука какая? (Мука сыпучая).
- Еще как можно сказать про муку, какая она? (Рассыпчатая).
ОПЫТ 5. «На что похожа».
Посмотрите, ребятки, на что похожа мука? (Если затрудняются, задавать наводящие вопросы.) Какое сейчас время года? А какое время года будет? Зима. А зимой чем покрыта земля.
На что же похожа мука? Правильно на снег, такая же белая, пушистая. Только снег холодный, а мука какая? Потрогайте её ладошками. Чувствуете холод?
ОПЫТ 6. «Отпечатки»
Посмотрите на свои ладошки, какие они? (грязные, белые, в муке)
А теперь посмотрите на стол, что там видите? Ладошки. А по-другому – отпечатки. Что мы видим на Муке?
ОПЫТ 7. «На муке можно рисовать»
- Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку.
- Как вы думаете можно ли на муке рисовать. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.
- Оказывается на муке можно писать и рисовать.
ОПЫТ 8. «Преображение муки в тесто»
-Ребята, а что можно сделать из муки? (тесто)
Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
6. Итог занятия
Кому вы сегодня помогали? Справились? Почему сумели это сделать? С какими свойствами муки познакомились?
Что было трудным?
Что интересным?
На следующем занятии мы будем замешивать тесто.
Домашнее задание: узнать у мамы или бабушки, какие продукты нужно положить в тесто, чтобы испечь хлеб.
Дополнительно.
Закрепление в совместной деятельности.
Творческая деятельность.
Мы с вами будем сейчас разукрашивать муку в разные цвета. Возьмите мел и начинайте разукрашивать муку. У нас получилась мука разных цветов. А теперь будем по очереди высыпать муку из тарелочек в вазу через воронку. Вот какая у нас получилась красивая ваза для наших колосков. Вставим в нее колоски.
Игра "Что из чего?"
-Из пшеницы - манная крупа, пшеничная мука.
Из пшеничной муки-хлеб пшеничный, булки, печенье, макароны, кондитерские изделия.
-Из ржи -ржаная мука, ржаной хлеб, квас.
-Из овса – овсяная мука, овсяная крупа, овсяное печенье, овсяные хлопья (Геркулес).
Ячмень – перловка, ячневая крупа, ячменная мука, ячменный кофе.