Светлана Золотарева
Конспект ООД «Путешествие в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в зимний лес»
непосредственно – образовательная деятельность
по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Упражнять детей в складывании квадратного листа бумаги, надрезании, отгибании (по типу оригами).
Материал:
Картина «Зимний пейзаж»;
Квадратные листы бумаги;
Иллюстрации (дикие животные, детеныши, следы животных);
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Ножницы, цветной картон.
Предварительная работа:
Рассматривание картины;
изготовление макета «Зимнего леса».
Задачи:
Расширить знания детей о диких животных : внешний вид, жизнь животных зимой (чем питаются, где строят свой домик, как называют детенышей, маму;
Формировать представления детей о зиме, зимних явлениях;
Закреплять знания детей о деревьях (лиственные, хвойные, какие деревья легко узнаваемы зимой;
Развивать связную речь детей (использовать в речи простые, сложные виды предложений, развивать объяснительную речь);
Обогащать словарный запас;
Воспитывать интерес к изготовлению поделок из бумаги.
Ход:
Сюрпризный момент: получение письма от Зайца - Ушастика.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Мне сорока рассказала, что в вашей группе живут маленькие волшебники, которые умеют творить чудеса. Я хотел бы с вами познакомиться и поэтому приглашаю вас к себе в гости в лес. Заяц - Ушастик».
В. - Ребята, вы хотели бы отправиться к Ушастику в лес. (Да)
В. - Но лес находиться далеко. На чем можно туда добраться? (Ответ детей).
В. - Я предлагаю поехать на поезде.
В. – А без билета можно ехать? (Нет)
В. – Билеты вы получите, если правильно назовёте дикое животное, но при одном условии – не повторяться. Получив билеты, вы занимайте свои места в поезде.
Под музыку отправляются в лес.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь
Мы - свои.
Рассматривание картины.
В. - Ребята, мы, наверное, попали в такой же лес, который изображен на картине.
- Что изобразил художник?
- Почему деревья голые?
- Какие деревья вы могли бы легко узнать, почему? (береза, ель, сосна).
- Какую погоду нарисовал художник: солнечную, пасмурную?
- Как вы догадались? (Тени от деревьев - солнечная погода).
— Значит, лес — это дом для деревьев.
В. - Посмотрите сколько следов на снегу. Чьи они? (следы животных)
В. – Значит в лесу живут не только деревья. Но и животные (звери). Давайте по следам поищем зайку.
Встречают Зайца – Ушастика. Он загадывает детям загадки о животных.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной –…. (Лиса)
Сейчас наши ребята расскажут нам о животных, об особенностях их поведения (сообщения детей о разных животных с демонстрацией картинок).
Реб. 1
Лиса зимой — краса! Хвост у неё становится ещё пушистее. Он то и помогает лисице зимой согреваться, ведь спит она прямо на снегу, да хвостом укрывается. Меню у лисы и летом, и зимой одно — мыши. На них она и охотиться, и глубокий снег лисе не помеха. Представь себе, рыжая хищница может прыгнуть в сугроб выше тебя ростом, и на самом его дне поймать мышь!
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
Реб. 2
Белка к зиме готовится всю осень. Она припрятывает на деревьях и в земле ягоды, грибы, жёлуди. А зимой даже сквозь снег белка-хозяюшка по запаху находит свои «кладовые». Но питается она не только осенними припасами. Любимое зимнее лакомство белки — шишки. Из еловых и сосновых шишек белка выедает все семена, ловко отгрызая твёрдые чешуйки острыми зубками. Но самые вкусные шишки у кедра, потому что в них под чешуйками — кедровые орешки. В самые лютые морозы белочка и вовсе из дупла не показывается, дремлет и днём, и ночью, свернувшись калачиком.
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
Реб. 3
Заяц к зиме меняет летнюю серую шубку на зимнюю белую. Белая одёжка на снегу неприметна, и мех у неё более густой, тёплый. А как зайцу скакать и в снег не проваливаться? В этом ему тоже помогает густой зимний мех : лапки зайца от этого меха становятся широкими — словно они в тапки обуты. Такими лапами заяц по снегу бежит, как будто в лыжах по лыжне скользит, не проваливается. А ещё заячьи лапки выделяют специальный жир, чтобы снег на них не налипал. Заячья зимняя еда — тонкие веточки и кора деревьев. Греется заяц в снежных норах. Зарывается в снег, мордочкой к выходу из норки ложится и так весь день сидит. А ночью вылазит в поисках еды.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Реб. 4
Медведь — зверь огромный и всеядный. Представь, как тяжело ему было бы зимой найти себе пропитание, когда нет ягод, орехов, желудей — основной его пищи. Вот он и засыпает на всю зиму в берлоге. Место для берлоги выбирает непроходимое, рядом с болотом. Сама берлога — это укрытие под поваленным деревом. Стаскивает мишка туда хворост, а дно выстилает толстым слоем мха. Уляжется медведь, а потом берлогу снегом засыпает — и будет она словно сугроб.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит. молчком,
Уши серые — торчком. (Волк)
Реб. 5
Волк, как и другие лесные животные, отращивает на зиму мех потеплее да попушистее. И когда спит на морозе, нос хвостом закрывает. А когда волк по снегу бежит, лапы у него холодные — чуть теплее, чем сам снег. Но для волка это обычное дело, не боятся холода волчьи лапы. Основная пища волков — это кабаны, олени, лоси. В суровые зимы волчьи семьи объединяются друг с другом и становятся стаями. Стаей охотиться легче, чем в одиночку. Охотятся волки по ночам.
В. - А кто еще спит зимой? (Ежик)
В. - Не будем их будить, пусть спят до весны, а мы отправимся дальше.
Игра «Назови детёнышей»
В. – Как называются детеныши
у медведя-медвежата,
у ежа – ежата
У белки - бельчата
У лисы - ….
У зайца - ….
У волка - ….
В. – Ребята, наш Ушастик стал грустным? Почему? (У него нет друзей)
Ребята, а мы можем помочь зайчику приобрести друзей? (Можно сделать бумажных)
Перед изготовлением поделки, проводится пальчиковая игра «Зайка» :
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Дети делают самостоятельно поделку из бумаги (оригами, используя схему последовательности: согнуть квадрат по диагонали. Полученный треугольник согнуть пополам. Развернуть поделку, чтобы раскрывающиеся стороны были сверху. Делаем надрезы (ушки зайчика). Отгибаем полученные треугольники в разные стороны, вниз.
Дети дарят Ушастику зайчат-друзей и ставят в «волшебный зимний лес». (макет)
Зайчик благодарит детей и приглашает с ним поиграть. Воспитатель предлагает детям рассказать, как они делали поделку, дома научить родителей делать зайчика.
Можно использовать эти поделки как счетный материал, в дидактических играх по развитию речи, поделка может служить елочной игрушкой.