Эльмира Гафиятуллина
Конспект ОД «Путешествие в страну музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»
Автор-составитель: Гафиятуллина Э. В. музыкальный руководитель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Публикация «Конспект ОД „Путешествие в страну музыки“» размещена в разделах
1. Цель: Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка».
2. Программное содержание: В игровой форме закреплять навыки и умения детей во всех видах музыкальной деятельности.
Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, сформированы следующие задачи:
Образовательные: оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий:
- развитие специальных музыкальных способностей : координации слуха и голоса, координация движений ;
- развитие познавательных процессов и личностных новообразований;
- обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности;
- совершенствовать у детей чувство ритма, упражнять в воспроизведении несложных ритмических рисунков в игре на музыкальных инструментах;
- продолжать формировать навыки хорового выразительного пения, с музыкальным сопровождением и под фонограмму. Следить за дикцией, правильной артикуляцией.
Развивающие:
- развивать музыкально-ритмические навыки дошкольников : двигаться ритмично, прислушиваясь к музыке, переключаться с одного вида движений на другой в зависимости от части музыкального произведения, учить отмечать сильную долю такта. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, добиваться легкости, естественности и непринужденности движений.
- развивать песенное творчество, придумывая свою песенку капели используя музыкальные инструменты (колокольчики, треугольники); содействовать развитию музыкальности, танцевальности и координации движений;
- развитие сенсорных и моторных функций;
- профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.
Воспитательные:
- воспитывать вежливость в обращении с партнерами по игрe, танцу.
3. Словарная работа: форте, пиано, сюрприз.
4. Материал: муляж пианино с открывающими дверками, внутри которых прикреплены конверты-задания, деревянные палочки, треугольники, колокольчики, ритмические карточки, варежки с изображением «Шажка» и «Пружинки».
5. Предварительная работа: изготовление атрибутов, беседа, знакомство с творчеством композитора П. И. Чайковского
6. Методы и приемы работы с детьми.
Наглядные методы:
- наблюдение;
-демонстрация (рассматривание).
Практические методы:
- упражнение;
- моделирование.
Игровые методы:
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуации в развернутом виде.
Словесные методы:
- рассказ музыкального руководителя;
- беседа.
Ход деятельности:
Дети под музыку забегают в зал.
Их встречает музыкальный руководитель.
Приветствие
Добрый день, ребята! У нас сегодня не обычная встреча, а сказочная. Посмотрите – к нам пришли гости. Поздороваемся с ними нашей любимой песенкой.
(под музыку «Добрый жук» А. Спадавеккиа) :
Добрый, добрый, добрый день,
Добрый день, добрый день (касаться ладошками каждого ребёнка)
Нам здороваться не лень,
Нам совсем не лень!
Здравствуйте! Здравствуйте!
Здравствуйте! Здравствуйте! (помахать ручкой)
(приветствие на татарском языке пение с жестами)
Музыкальный руководитель : Исэнмесез, балалар!
Дети: Исэнмесез!
Музыкальный руководитель : Как хорошо и весело мы с вами поздоровались. У всех хорошее настроение.
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в сказочную страну музыки.
Для того, чтобы отправиться в сказочное музыкальное путешествие я принесла с собой необычный инструмент (показываю рукой на муляж пианино). Посмотрите. Вы, наверное, догадались, что это за инструмент? (Дети отвечают).
Музыкальный руководитель : Ребята, а как пианино ещё называют. (Ответы детей). Правильно, пианино ещё называют фортепиано от слова форте – громко и пиано - тихо. Это не обычный инструмент, там живет музыка. А вам хотелось бы узнать, что за музыка живет в нём? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель : Давайте мы сейчас его откроем и посмотрим, какая там музыка живет (открываю звучит сказочная музыка). Посмотрите, сколько тут разноцветных конвертов.
Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель : Давайте рассмотрим эту карту, обратите внимание на экран. Что вы там видите? (Ответы детей. На экране конверты с цифрами)
Музыкальный руководитель : Это наверно карта путешествия. А куда же приведет нас этот маршрут? Как вы думаете? (Ответы детей). Обратите внимание, что на карте такие же конверты, как и в нашем пианино и у каждого есть свой номер. Хотите узнать, что находится в каждом из них? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель : Как вы думаете, с какого конверта начнется наш маршрут? (Ответ детей)
Музыкальный руководитель : Только где он находится? Кто мне покажет? (ребенок показывает). Совершенно верно. Открываем (дети открывают конверт №1). Что это? Какой интересный дом! Да это же школа танцевальных движений. А кто же живет в этом домике? (Ответы детей). Давайте, мы с вами выполним наш любимый танец.
Танец «Весна – красна» (муз. Т. Морозовой)
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Отправляемся дальше. Следующий конверт какой по счету? (Ответ детей). Правильно. А какого цвета конверт №2 (Ответ детей)
Музыкальный руководитель : (дети открывают конверт №2 с картинкой деревянных палочек) : Ребята, что можно из них сделать, если пофантазировать. ( Варианты: крыша, телефон, нож, скрипка, рожки, молоток, пила и т. д. Придуманный ребенком вариант все остальные складывают из своих палочек).
Ритмическая игра «Раз, два, три, за мною повтори!»
Игра по типу «Эхо» : педагог импровизирует по 2-4 такта, дети стараются точно повторить.
Упражнение «Вы скачите палочки»
Музыкальный руководитель : Предлагаю послушать какую песню они пели! (звучит «Танец колокольчиков» П. И. Чайковского). Как называется это произведение? Вы узнали? (Ответы детей). Молодцы! Совершенно верно. А кто написал эту музыку? (П. И. Чайковский).Предлагаю послушать произведение Чайковского ещё раз и обыграть его на деревянных палочках?
Упражнение с деревянными палочками (муз. П. И. Чайковского)
М. Р: А наша с вами песенка, наверное спряталась в следующем конверте. Какой он по счету?
Дети: третий.
М. Р. Правильно Конверт №3
Посмотрите, здесь нет песенки, а только ритмическая формула. Давайте, мы прохлопаем этот ритмический рисунок. Вспомните, какой звук означают большие круги, а какой – маленькие? Итак, смотрим внимательно на экран и прохлопываем этот ритмический рисунок (прохлопывают)
Догадались, что это за песенка?
Дети: «Без друзей нам не прожить»
М. Р. Давайте, мы с вами еще раз прохлопаем эту ритмическую формулу, только короткие звуки будем хлопать в ладоши, а длинные топать ногой.
В этом конверте нет песенки, может она спряталась в другом конверте. Отправляемся по нашему маршруту. Какой следующий конверт? Какого он цвета, а по счету? (открываем конверт №4)
М. Р. : Здесь картинка утреннего леса. А мы с вами ребята в музыкальной стране, давайте мы с вами попробуем передать звуки леса.
Упражнение на развитие интонационности «Ранним утром на рассвете»
Ранним утром на рассвете шур-шур-шур, шур-шур-шур
То ли аист, то ли ветер шур-шур-шур, шур-шур-шур
Пролетел среди берёз а-а-А-А, А-А-а-а,
Новость свежую принёс а-а-А-А, А-А-а-а.
И сейчас же слухи, слухи Дзинь-дзинь- дзинь, дзинь-дзинь-дзинь
Пролетели словно мухи дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь.
Покатился лесом гул Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
То спросонок лес вздохнул Ф-Ф-Ф, Ф-Ф-Ф,
И посыпалась роса Дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь
Зазвучали голоса А-А-А-А-А-А
Утренний лес помог распеться нашим горлышкам.
Расскажите мне, какие у вас любимые песни?
Дети: (отвечают)
М. Р. Послушайте, а знакома ли вам вот эта песенка? (пою на слог ля-ля-ля) Как она называется?
Дети: Солнечная капель
М. Р. Посмотрите на экран и скажите, с помощью каких инструментов можно изобразить, как капают капельки?
(Ответы детей)
Правильно с помощью колокольчиков, треугольников. Сейчас возьмите инструменты, и каждый попробует сочинить свою песенку капели (берут инструменты, они играют).
Песенное творчество
А теперь мы споем знакомую вам песню «Солнечная капель», а на припев, на слова динь -дон, вы будете играть песенку капели, которую сейчас сочинили.
Песня «Солнечная капель» С. Соснин, И. Вахрушева
М. Р. У нас с вами так хорошо получилось. Вы сочинили такую замечательную песенку. Кладите инструменты на стол. Только вот Шажок и Пружинка загрустили. Ребята, обратите внимание, все ли конверты мы с вами открыли?
Дети: нет
М. Р. А под каким номером остался конверт? Давайте мы его с вами откроем!
Что вы видите? (Ответы детей. Под весёлую плясовую музыку заходит мама Резеда в татарском костюме) :
Резеда: Исэнмесез, балалар!
Исэнмесез, килгэн кунаклар!
Ребята, я как услышала вашу замечательную песенку,сразу поспешила присоединиться к вам, чтобы поиграть с вами. Когда я была маленькая, мы с подругами любили играть в татарскую игру «Базарлы». Хотите, я вас научу в неё играть? (ответы детей).
Телисез мэ, мин сезнедэ ойрэтэм? (Эйе).
Татарская игра «Базарлы»
М. Р: Бик зур рэхмэт сезгэ. Очень весело было, правда, ребята?
Обратите внимание на наше пианино. Все конверты мы с вами открыли, остался последний (звучит музыка «Сюрприз», слышите музыку? Это же сюрприз! Хотите посмотреть?
Дети: да
Мама Резеда (открывает конверт) : Я так рада, что вы совершили такое увлекательное путешествие в страну музыки. Думаю, вы многое узнали интересного. А в этом конверте для всех вас лежат подарки, вот такие замечательные нотки-смайлики. Глядя на них, вы будете вспоминать сегодняшнее необычное путешествие в страну музыки.
М. Р. Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на экран.
Что это за знаки? (Ответы детей). Правильно. Давайте на знак форте мы прохлопаем громко (хлопают, а на знак пиано – тихо (тихо хлопают). А вам понравилось сегодняшнее путешествие? (ответы детей). Подарите нам аплодисменты так, как вам понравилось сегодня, как знак форте, или как знак пиано? (На экране слайд со знаком форте и пиано)
Ребята, а давайте спросим наших гостей, понравилось ли им наше путешествие в мир музыки? (на экране слайд со знаками форте и пиано).
Мне с вами было очень интересно и весело путешествовать в страну музыки.
Ну, а теперь настало время прощаться.
До свиданья дети (пою! До свидания (поют!
Сау булыгыз, балалар! (пропевает педагог) Сау булыгыз! (пропевают дети)
Литература
1. Ибрагимова З. Г. Танцуй веселей: методическое пособие с аудио-приложением по обучению детей дошкольного возраста татарским танцевальным движениям. -Казань: «Наследие нашего народа», 2012.-136 с.
2. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день. Подготовительная группа: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. -С. -Пб: «Композитор», 2009.-368 с.
3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. -С. -Пб. : «Композитор», 2005.-76 с.
4. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Топ-топ, каблучок. Танцы в детском саду: пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. -С. -Пб: «Композитор», 2000.-82 с.
5. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. Выпуск 5: учебное пособие. -С. -Пб: «Музыкальная палитра», 2007.-44 с.