Ирина Жилиховская
Конспект ООД «Путешествие в страну цветов»
Задачи: расширять знания о цветах; продолжать воспитывать у детей заботливое отношение к окружающему миру; доставить детям радость и удовольствие; организовать веселое, непринужденное общение детей и взрослых.
Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, музыкальное сопровождение, карандаши разных цветов, макет планеты (земля, песок, набор карточек.
Методы: словесный, игровой, поощрение.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие ребята, а кто мне скажет, какое сейчас время года?
Дети: Лето
Публикация «Конспект ООД „Путешествие в страну цветов“» размещена в разделах
Воспитатель: Сегодня на улице хорошая погода, и я хочу вам предложить отправиться в уникальное путешествие, побывать среди цветов.
(Звучит музыка, дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Воспитатель: Цветы, цветы, как много их-
И розовых и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях,
Цветы, цветы…
Везде, везде
Мне улыбаются весь день
Живут радугу колебля
Цветы, цветы,
И там и тут
Они смеются и цветут.
Ребята, сегодня мы снова будем говорить о цветах. Мир цветов удивителен и красив, говорить о них можно бесконечно. Цветы разводят с глубокой древности и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а наиболее старая история превращалось в легенду, в удивительную, красивую и интересную легенду. Разве не интересна легенда о том, как белая роза превратилась в красную, легенда о цветке, которая возвращала людям память. То, что цветы обладают удивительными особенностями, явилось главным поводом к возникновению легенд. Многим из них приписывали сверхъестественные силы. Кувшинка - не что иное как одолень - трава. Молва приписывала ей волшебные свойства. Она могла одолеть силы врага, оградить от бед и напастей, но могла погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. По легенде папоротник цветет один раз в году, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. По преданию, кто найдет цветок папоротника, станет мудрым и счастливым.
Существует старинная славянская легенда, рассказывающая, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы (ландыши, васильки, астры, тюльпаны, ромашки, колокольчики и др.) устраивали хороводы, тихонько веселились: колокольчики позванивали, маки крыльями-лепестками размахивали, ромашки с васильками кружились в танце и все так складно получалось у цветов, что звезды на небе начинали моргать от удивления. Таких легенд существует множество, но это всего-навсего легенды. Ребята, а что такое легенда? Дети: Легенда - это выдумка, вымысел, сказка.
Воспитатель: Да, ребята, легенда - это действительно красивая сказка. Люди во все времена хотели во что-то верить, стремились к чем-то прекрасному, необычному, вот и создавали легенды.
Сейчас мы вспомним некоторые из этих легенд:
Легенды о цветах :
Название этого крупного цветка переводится как «меч». По легенде он вырос на месте гибели двух друзей-гладиаторов. (Гладиолус).
В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на 100лет, так как уколола пальчик шипами этого цветка. (Шиповник).
Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами из трав (Пион).
Римляне добавляют цветы этого растения в так называемый «весенний» напиток, а в Германии в честь его был праздник - День весны (Фиалка).
Легенда гласит, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашка).
Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назван по имени юноши (Василек).
Воспитатель: И вот мы с вами оказались на лужайке, а вокруг нас много красивых цветов. А какие это цветы, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Конкурс загадок:
Маленькие, нежные
Прямо у водицы
Будто в зной полуденный
Просятся напиться
С синевой неба дружат
Эти милые цветы
Я их знаю, знает Ксюша
Ну а знаешь ли их ты? (незабудка)
В посевах ржи, пшеницы и овса,
Стоит цветок-синяя краса
Хоть сорняком его и называют,
Цветок тот нашу землю украшает (василек)
Видел я такой цветок-
Золотистый ободок,
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел (одуванчик)
Жемчужный колокольчик
Пришел в леса весной,
По лесу он разносит
Чудесный запах свой. (ландыш)
Стоит в поле цветок-
Желтый глазок,
Белые реснички (ромашка)
На лугах, лесных полянах
Цветок полнехонек нектара,
Зовут пчелиной кашкой,
Соседствует с ромашкой. (клевер)
На проталине в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь, первым из земли прорвусь. (подснежник)
Мой брат зовет всех на уроки,
А я в полях высокий,
От ветра голову склоню,
Но почему-то не звеню. (колокольчик)
Четыре ярко-красных
Прекрасных лепестка,
И зернышки в коробке
У этого цветка. (мак)
Называют «ноготки»
Цвета желтого цветки,
Как еще нас называют,
Для чего нас применяют? (календула)
Основная часть.
2.1 Беседа о строении и условиях произрастания
Воспитатель: Кто из вас любит цветы? Какие?)
Воспитатель: Какие условия необходимы растениям для жизни?
(Показывает иллюстрацию цветка, обращает внимание детей на то, что цветок состоит из несколько частей, предлагает рассмотреть и назвать эти части).
Воспитатель: А что находится в земле? Какую часть цветка мы не видим? (корень)
Зачем нам нужен корень?)
Дидактическая игра «Найди и назови части растения»
Каждому ребенку предлагается набор карточек, на которых изображены части растений; корень, стебель, листья, цветы. Дети выкладывают части растения в правильной последовательности.
Беседа о видах цветов в зависимости от места произрастания.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны цветы?
Дети: (Для красоты, что бы ими любоваться, и пчелы могли собирать нектар).
Воспитатель: А какие бывают цветы?
Дети: (Цветы бывают садовые, полевые, лесные, комнатные.)
Воспитатель: Где растут садовые цветы?
Дети: (В саду, на клумбах)
Воспитатель: Назовите садовые цветы?
Дети: (роза, тюльпан, пион, астра, мак, гвоздика.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А где растут полевые, лесные цветы?
Дети: (В поле, в лесу).
Воспитатель: Ребята, назовите полевые, лесные цветы, которые вы знаете.
Дети: (Ландыш, подснежник, колокольчик, ромашка, василек).
Воспитатель: Молодцы ребята. Скажите мне, кто ухаживает за цветами в саду?
Дети: (Садовник)
Воспитатель: А за полевыми?
Дети: (Полевые цветы растут сами по себе)
Воспитатель: Да, ребята все верно. Вы, наверно устали, давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Выросли цветочки в поле (руки вверх).
Хорошо расти на воле (руки развести в стороны).
Каждый старается, к небу, к солнцу тянется (подтягивается вверх на носочки, поднимая руки).
Вот подул веселый ветер, закачались тут цветки (руки вытянуты вверх, покачивания из стороны в сторону).
И зеленые стебельки наклонились до земли (наклонится и коснутся пола).
Вправо-влево, взад-вперед, так цветочки ветер гнет (наклоны в разные стороны).
Он их вертит, он их крутит (повороты туловищем).
Да когда же отдых будет? (руки вперед).
Ветер стих (руки опустить вниз, взошла луна (голову поднимаем вверх) наступила тишина (голову опустили вниз).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам разбиться на команды поиграть в разные игры, которые вы выберете сами. (дети самостоятельно делятся на команды).
1. Игра «Сложи цветок»
Дать детям картинки цветов, порезанные на части. Дети должны их сложить, как мозаику, и сказать название цветов. Одна картинка будет лишней, потому что это луговой цветок, а два -садовые.
2. Нарисовать цветы на песке.
Все команды выполняют свои задания. Потом смотрят друг у друга, что получилось.
Воспитатель: Ребята какие вы молодцы, сколько цветов вы сегодня сделали, целая цветочная поляна у нас получилась.
Дыхательная и речевая гимнастика
(дети имитируют аромат цветов)
- Вдруг подул ветер. Как шумит ветер? (ш-ш-ш)
- Цветы наклонились в одну сторону, потом в другую.
- Ветер стал дуть еще сильнее, цветы закружились (у-у-у)- Опять ветер стал тихим, зашумел (ш-ш-ш)
- Увидели красивые цветы разные насекомые. Сначала прилетели комарики, запищали (з-з-з)
- А потом прилетели жуки, зажужжали (ж-ж-ж)
- А потом прилетели бабочки. Они тихо посидели на цветах и улетели.
- Потом все насекомые улетели, а красивые цветы остались.
Викторина «Цветы»
Воспитатель: Ботаники называют этот цветок виолой. А как называется этот цветок на русском языке?
Дети: (Анютины глазки).
Воспитатель: На какой цветок говорят, что он вырос на крови прикованногоПрометея
Дети: (Эдельвейс).
Воспитатель: На гербе какого государства можно увидеть цветок хризантемы?
Дети: (Япония).
Воспитатель: Ирис, камелия, хризантема - три самых любимых цветка Японии. С ними связано много мифов и преданий. Хризантема - любимец Японии. К примеру, трон японского императора с 8 века зовется «хризантемовым». Золотая хризантема - символ солнца, от которого согласно легенде произошел японский народ, хризантема украшает герб и печать Японии.
Про какой цветок в лечебном травнике 18 века сказано, что он укрепляет сердце, голову, желудок и помогает зрению, прогоняет обмороки, кружение головы
Дети: (Гвоздика).
Воспитатель: Праздник какого цветка каждый год отмечают в феврале во французском городе Канны
Дети: (Мимоза).
Воспитатель: Королевой цветов называют.
Дети: (Роза)
Воспитатель: Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звездами, неслучайно его название переводится как «звезда»
Дети: (Астра)
Воспитатель: Когда богиня Флора появилась на Земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена и уже хотела уходить, как вдруг услышала слабый голосок «Не забудь меня, Флора». Оглянулась Флора, не видно никого, пригляделась и увидела голубенький цветок, совсем крошечный. «Хорошо», - сказала Флора, - не забуду и назвала этот цветок. Каким именем она назвала?
Дети: (Незабудка)
Воспитатель: А теперь, ребята, поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Мы видим их повсюду - в сквере, в парке, в огороде у бабушки, в учреждениях, и, наконец, дома. Подробней остановимся на цветах в доме. Для чего нам нужны цветы дома?
Ответы детей: Это красиво. Для создания уюта. Они полезны.
Воспитатель: Да, ребята, цветы в доме, конечно же, нужны. Во-первых, украшение интерьера: красота и уют. Во-вторых, отдых для глаз и нервов, ибо зеленый цвет успокаивает. Вот какие свойства приписывают зеленому цвету.
Зеленый цвет - основной цвет природы. Зеленый цвет способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает противоаллергическое действие. Повышает слуховую чувствительность. Людям, страдающим заболеваниям глаз, врачи рекомендуют носить очки с зелеными стеклами. Зеленый цвет - цвет покоя и свежести. Продолжаем говорить о пользе цветов.
В чем ещё польза цветов? Что выделяют цветы?
Дети: (Цветы выделяют кислород).
Воспитатель: Правильно, ребята, цветы обогащают воздух кислородом, который необходим для дыхания всего живого. Растения и цветы увлажняют воздух, значит, избавляют слизистые рта и носа от пересыхания, что очень важно, гак как мы большую часть времени проводим в помещении с сухим воздухом.
В последнее время у специалистов вызывает тревогу состояние воздуха в помещениях. Воздух загрязнен ядовитыми веществами и нашему здоровью наносится огромный вред.
А какими ядовитыми веществами загрязнен воздух в помещении. Откуда эти ядовитые вещества берутся?
Ответы детей
Воспитатель: Да, действительно использование искусственных синтетических материалов, таких как различные обои, ламинат для покрытия пола, окна из пластика и т. д. вредны для здоровья, мебель из опилочно - стружечных плит, ковровые покрытия, которые выделяют большое количество летучих ядовитых веществ, вызывающих многие заболевания. И еще - в каждом доме есть батарейки, как источник энергии. Назовите их, пожалуйста?
Дети: (Часы, пульты, тонометры, детские игрушки).
Воспитатель: Так вот, пришедшие в негодность батарейки выделяют также ядовитые вещества, а следовательно, как нужно с ними поступить.
Дети: (Их нужно сразу выбрасывать, не хранить дома). Опасность также представляют средства бытовой химии (белизна, порошки, различные хлорсодержащие моющие вещества, а также бытовая пыль. Она состоит из частичек кожных покровов человека и животных, ворсинок различных тканей. Пыль собирает все ядовитые вещества из воздуха и удерживает на своей поверхности. Но положение можно изменить, значительно улучшить качество воздуха. А каким образом?
Дети: Цветы посадить или растения
Воспитатель: Правильно, развести комнатные цветы и растения. Они способны очистить воздух от пыли и ядовитых веществ. Если мы будем выращивать комнатные растения, тем самым мы будем очищать воздух, и укреплять свое здоровье.
Хорошо очищают воздух в городе такие, цветы как розы, сирень, жасмин, бархатцы, ноготки.
Специалисты Института лекарственных растений рекомендуют более 165 видов растений для города и более 65 для помещений, которые улучшают качество воздуха в городе и помещении.
Герань (пеларгония)
Одно из старейших комнатных растений и очень полезное. Во-первых, выделяемые геранью вещества убивают микробы, бактерии и прочую витающую в воздухе болезнетворную гадость. А во-вторых, вдыхая ее аромат, человек, успокаивается, лечит нервы. Герань помогает при стрессах, неврозах, бессоннице. Она как бы всасывает сырость и угар, очищает комнату с застоявшимся запахом. Её рекомендуется держать в спальне.
Кактус
Если в доме случаются неожиданные приступы гнева и ярости, заведите кактус, он «потушит» пожар души. Кактус предохраняет нас от скверных поступков. Самое ценное его свойство - он предохраняет нас от нечистой силы. Чем длиннее иголки кактуса, тем активнее он «работает». Поэтому его ставят рядом с входной дверью или на подоконниках. А ещё его место возле компьютера и телевизора.
Диффенбахия
По данным ученых, очищает от токсинов. Это растение рекомендуется выращивать на производствах и дома, особенно в квартирах по соседству с заводами, фабриками и автострадами. Каждая машина выделяет до 200 различных токсинов.
Хлорофитум
На испытательном полигоне в ходе эксперимента хлорофитум за 24 часа погубил 80% всех вредных микроорганизмов. Судя по результатам 10 таких растений достаточно для того, чтобы в двадцатиметровой комнате, практически полностью, очистить воздух от патогенных частиц. Его присутствие желательно на кухне.
Калина
Цветет белыми душистыми цветами, словно невеста в белой фате. Калина очень полезна. Она оказывает противовоспалительное действие. Из ее ягод, молодых побегов, цветов делают лекарственные препараты. Калина обладает тонизирующим, болеутоляющим, кровоостанавливающим средством, обладает ранозаживляющим эффектом, лечит сердечно сосудистые заболевания.
Да, ребята, плоды калины очень полезны. В грозди калины - содержится столько же витамина С сколько в 2кг апельсинов.
Ромашка
Целебная сила ромашки известна с древних времен. Настой ромашки укрепляет волосы, после умывания кожа становится влажной, бархатистой, применяют в парфюмерии для изготовления духов, одеколона, мыла. Ромашку полезно держать на кухне или чулане, где хранятся съестные запасы, запаха цветов бояться личинки.
Цветы - предсказатели погоды:
Воспитатель: Цветы дарят нам не только красоту, врачуют, в чем мы только что убедились, но и предсказывают погоду. Сейчас мы поговорим о том, как же цветы предсказывают погоду.
Внимательному наблюдателю уловить различные виды движений цветов и растений, которые они совершают’ по тем или иным причинам. Они, то есть цветы и растения изменяют свое положение или состояние перед изменением погоды. Известно более 400 цветов и растений, которые могут быть использованы как живые барометры или цветочные часы. Их можно найти повсюду, в саду, в поле, в огороде.
Золотыми звездочками горят цветы мать-и-мачехи (это к ясной погоде, а звездочки гаснут - цветы закрываются (к плохой погоде).
Если фиалочка смотрит на мир фиолетовым глазом (она радуется долгой хорошей погоде, а если фиалка закроет свой лепесток и грустно поникнет (ждите ненастья).
Красные, желтые, фиолетовые тюльпаны свертываю свои лепестки (это перед дождем).
Почти все цветы на лугу, в саду, а особенно сирень, жасмин сильно пахнут, благоухают (к плохой погоде).
Цветки белой кувшинки закрываются (перед дождем).
Фиалка сгибает стебелек (перед дождем).
Одуванчик сжимает свой шар (быть дождю).
Если ноготки утром рано развернут венчики, то ожидается ясная погода, если позже около полудня (то дождь, гроза).
Цветы шиповника вы течение дня поворачиваются к солнцу, а ночь лепестки складываются шалашиком. Тем самым защищают пыльцу от росы.
Воспитатель: Вы, ребята, обратили внимание цветы, которые предсказывают погоду, почти всегда сворачивают лепестки, поникают, закрывают цветки. А почему, ребята?
Дети: (Растения чувствуют наступление дождя и для защиты внутренностей цветков от сырости заранее поникают).
Итог:
Воспитатель: О чем мы беседовали?
Что нового вы узнали о цветах?
Как надо относиться к цветам?
Воспитатель: обращает внимание детей на макет планеты «Земля» и предлагает украсить планету цветами : в лесу посадить лесные цветы, в саду - садовые, на лугу – луговые. Дети украшают планету цветами.