КОЛПИКОВА СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА
Конспект ОД «Путешествие в царство Снежной королевы. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
познакомить детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, прозрачная, с её значением для жизнедеятельности человека и живой природы. Активизировать наглядно-образное мышление во время ознакомления детей со свойствами воды. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и к окружающему миру, бережное отношение к воде.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова прилагательные и глаголы: жидкая, прозрачная, безвкусная, бесцветная, профильтрованная, фильтруем, профильтровали…
Публикация «Конспект ОД „Путешествие в царство Снежной королевы, Свойства воды“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Зима
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
Демонстрационный материал: посуда из прозрачного стекла: чашка, стакан, бокал, графин, ваза; промокательная бумага, ситечко.
Раздаточный материал: пластиковые одноразовые стаканчики по количеству детей, одноразовые ложки, цветные полоски (из цветной бумаги (красный, синий, зеленый, сахар соль, гуашь, вода.
Оборудование: мультимедийный аппарат, ноутбук.
Предварительная работа: чтение народных и авторских сказок «Снежная королева», «Морозко». Рассматривание глобуса, выясняем, что большая часть нашей планеты состоит из воды. Экологические беседы об охране окружающей среды, рассматривание иллюстраций по охране окружающей среды.
Ход деятельности.
Дети под музыку входят в зал, здороваются с гостями, садятся за стульчики.
Вбегает снеговик.
Снеговик: Здравствуйте, ребята. Я спешу к вам с далекой Лапландии, что бы предупредить о надвигающей опасности. Замок Снежной королевы может растаять, так как в мире много людей, которые не берегут природу, загрязняют её. И всё зло, которое заморожено в её царстве может разойтись по нашей большой планете.
Необходимо спасти нашу природу, а именно владения Снежной королевы.
Воспитатель: Ребята, вы согласны спасти замок Снежной королевы от таяния?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним где находится царство Снежной королевы?
Дети: Далеко, далеко, за высокими горами, где всегда очень холодно.
Воспитатель: Да, действительно, в царстве Снежной королевы всегда холодно, там всегда зима. Но мы же не отправимся в путешествие в платьях, шортах, рубашках и сандалях! (Нет). Что же нам нужно надеть, что бы отправиться в путь и не замерзнуть в зимнем лесу?
(Вместе с детьми выполняю имитационные движения)
Надеваю валенки, шапку, шубу, варежки.
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказке очутись!
Вот мы и в сказке.
Ну вот мы и готовы!
Воспитатель: (обращая внимание детей на слайд, где изображен замок Снежной королевы просит объяснить, из чего он построен. Дети объясняют, воспитатель дополняя и обобщая рассказы детей говорит, что действительно замок полностью изо льда. А что такое лед (Ответы вода)
Да, правильно, лед это вода, которая замерзает на холоде.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нужна вода?» Вставайте все в круг.
(Воспитатель стоит в кругу и бросает по очереди мяч со словами «Для чего нужна вода?» Дети по очереди передавая мяч друг другу отвечают: для питья, мыть пол, готовить обед, поливать цветы, чтобы чистить зубы, наводить дома порядок, постирать белье, умываться, помыть машину, напоить птиц, животных, полить городские улицы, чтобы не было пыли, помыться в ванне и пр.)
Правильно! С помощью этой игры, ребята, мы может сделать вывод, что вода нужна всем
живым существам. Даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Люди, птицы, звери и другие живые существа пьют воду, купаются в ней, готовят пищу…
Растения листьями испаряют воду, чтобы не перегреться на солнышке. На земле существует целое водное царство – океаны, моря, реки и озера. (Сопровождается слайдами)
Полярные ледники и снежные шапки горных вершин. (Слайды)
Даже обыкновенные ручейки и лужицы – это тоже маленькие частицы большого царства воды. (Слайды)
А еще, ребята, я сейчас может быть даже кого-то удивлю, но вы должны знать - даже человек состоит из воды : слезы, пот, кровь и пр.
Наше путешествие продолжается, давайте проведем опыты, и вы познакомитесь с некоторыми свойствами воды.
Воспитатель: показывает три состояния воды :
• Жидкое (которую мы можем переливать из одного стакана в другой) показываю
• Твердое (в виде льда) показываю замороженные льдинки)
• и газообразное (парообразное) (показываю стакан с горячей водой).
Звучит музыка, имитирующая шум прибоя.
Опыт 1 «Форма воды»
Воспитатель: Наливаю воду в стакан, чашку, блюдце. Обратите внимание: в стакане вода какую форму имеет?
Дети: В стакане вода имеет форму стакана.
Воспитатель: Молодец. А в чашке, в блюдце?
Дети: В чашке форму чашки, а в блюдце форму блюдца.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Сделаем вывод. Вода не имеет своей формы, она бесформенная, приобретает форму того сосуда, в который налита.
Воспитатель: А следующий опыт вы проведете сами. Подойдите к столам, пожалуйста, для того чтобы определить цвет воды.
Звучит музыка, имитирующая шум прибоя.
Опыт 2 «Вкус воды»
Воспитатель: Сейчас я вас попрошу встать за столы, где мы с вами проведем опыты. Вы познакомитесь еще с одним свойством воды – его вкусом.
Перед вами на столе стоят два стакана с питьевой водой. Можете попробовать один из них. Какая по вкусу вода?
Дети : Безвкусная.
Воспитатель: Да, молодцы, ребята, действительно питьевая вода не имеет вкуса. А теперь в один стакан добавьте немного соли, в другой – сахара. Хорошо помешайте воду в стаканчиках. Попробуем на вкус воду в первом стакане – Какая она по вкусу?
Дети : Соленая
Воспитатель: Правильно. А во втором стакане?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: Да, действительно, в первом стакане вода стала соленой, а во втором сладкой. Поэтому мы можем сказать, что вода приобретает вкус растворенного в ней вещества.
Опыт 3 «Цвет воды»
Перед вами полоски цветной бумаги: синей, желтой, зеленой и красной. Сравним цвет воды с цветом бумажных полосок. Вода имеет какой-нибудь цвет этих красивых полосок. И можно ли её назвать зеленой, красной, желтой или синей.
Дети: Нет, вода не похожа ни на одну из цветных полосок.
Воспитатель: Молодец, как мы видим, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода?
Дети: Вода не имеет цвета.
Воспитатель: Правильно, вода бесцветная. Только в больших объёмах, когда воды очень много (Слайд моря) вода имеет голубоватый цвет. Перед каждым из вас стоит стакан с водой и краски гуашь. Выберите любой цвет и смешайте с водой. Что у вас получилось? Правильно, вода изменила цвет после окраски.
Звучит музыка, имитирующая шум прибоя.
Физкультминутка.
Снег сегодня шел с утра (дети поочередно поднимают руки вверх и вниз)
Рады снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках, на дорожках, (руки вверх, руки вниз, присели)
на носу и на ладошках. (показали на нос, и на ладошки)
Опыт 3. «Прозрачность воды»
Воспитатель: Для изучения прозрачности воды опустим в стакан с водой крышку от бутылки. Что можно сказать о прозрачности воды?
Дети: Мы видим крышку в воде, значит, вода - прозрачная.
Воспитатель: Да, вода – прозрачная. Но в природе вода не всегда бывает прозрачной, потому что она нередко загрязнена различными отходами. (Слайд)
От загрязненной воды страдает все живое : засыхают растения, на берегах рек и озер погибают рыбы и птицы, болеют люди и звери. Поэтому на фабриках и заводах строят специальные сооружения, где вода, проходя через фильтры, очищается от вредных веществ, и только потом попадает в реку или в озеро.
Что бы спасти Снежную королеву и нашу планету от надвигающей катастрофы, нам необходимо провести еще один опыт, который называется «Очистка воды»
Опыт 4. «Очистка воды»
Воспитатель: Загрязним воду землей. Берем верхнюю часть бутылки с крышкой. Что вы видите на крышке?
Дети: Там дырки.
Воспитатель: Кладем туда вату и ставим ее в пустой стакан дном вверх. Наливаем туда мутную воду. Понаблюдаем, как очищается вода. После сильных дождей и оттепели вода становится мутной. Люди изобрели такие препараты для очистки воды. У кого нет таких возможностей, можно самим очистить воду. Кто попробует?
Ребенок: Можно я?
Воспитатель: Можно. Возьми пустой стакан, воронку, промокательную бумагу. Согни бумагу вчетверо, сделаем из нее бумажную воронку, вставим в воронку, а воронку в пустой прозрачный стакан. Осторожно налей воду в воронку. Наблюдаем за водой, которая будет вытекать из воронки. Проверим ее на прозрачность, сделаем вывод. Так можно очистить воду. Такая очистка получила название – фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром являемся обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра. (Слайд)
Воспитатель: Так о чем мы говорили на занятии?
Дети: О воде и её свойствах.
Воспитатель: А какими свойствами обладает вода?
Дети: Не имеет своей формы, вода – прозрачная, не имеет цвета, вкуса и запаха.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как можно охранять водные ресурсы?
Дети: строить очистительные сооружения на заводах, беречь воду, закрывать краны и пр.
Воспитатель: Вот сколько разных свойств воды узнали мы с вами сегодня.
Несмотря на то, что на Земле очень много воды, не всю её можно использовать, не вся она пригодна для питья. Из 100 литров воды – пресной только -2 литра. После их очистки на человека остается только 1,5 стакана. Без еды человек может прожить 2-3 недели, а вот без воды человек может обойтись всего 2-3 дня, а после наступает обезвоживание организма. Так что питьевой воды мало и достается она нелегко. Давайте научимся экономить и беречь воду! Будем помнить об этом и конечно же не оставлять ненароком краны открытыми!
Снеговик: Спасибо, ребята! Вы познакомили меня со свойствами воды, а также с тем, что воду можно очистить. Теперь я уверен, что мы вместе с вами смогли спасти замок Снежной королевы.
Воспитатель: В заключение нашего сегодняшнего познавательного и очень нужного занятия дети прочитают стихотворения об охране окружающей среды.
1. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья!
2. Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
3. Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она.
Используемая литература:
1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет., ТЦ «Учитель» ,2004г.
2. С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
3. З. Ф. Аксенова, Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников, М. : ТЦ Сфера, 2011г.
4. А. И. Иванова Методика организции экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : Сфера, 2004г.