Яна Власова
Конспект занятия «Путешествие в страну знаний и экспериментов. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну знаний и экспериментов.
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Продолжать развивать у детей познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
2. Знакомить с техникой проведения опытов с водой.
3. Продолжать развивать коммуникативные умения.
4. Способствовать развитию самостоятельности, активности у детей в процессе опытов, развивать умение работать в паре.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну знаний и экспериментов, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Речевая задача: расширять и активизировать словарь детей: речная, морская, озёрная, океаническая, пресная, солёная, учёный, экспериментатор, опыт, эксперимент
Оборудование и материал: стаканчики, сахар, соль, пуговицы, камни, глина, вода, ложки, блюдца, медали, марля, вата, воронка, обручи, презентация с загадками, проектор, экран для проектора
Предшествующая работа: проведение элементарных опытов и экспериментов.
Сценарий непосредственно образовательной деятельности.
1.
Вступительная часть
Звучит фонограмма песни "Во французской стороне"
Дети под музыкальное сопровождение входят в зал; воспитатель обращает внимание на то, что пришли гости и предлагает улыбнуться, поздороваться с гостями.
Воспитатель: Ребята, я уже рассказала вам по секрету, что сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Страну знаний и экспериментов, но не сказала, что туда мы отправимся не одни. А с кем, как вы думаете?
(дети предлагают свои варианты)
- Вы предложили интересные варианты, но с нами в путешествие сегодня отправится…Ученая Сова.
- (на экране появляется анимированное изображение Совы).
- Ученая Сова приготовил для нас загадки. Попробуем их отгадать?
(на экране появляются загадки):
Воспитатель: Много интересных загадок приготовила для нас Ученая Сова, но вы все их отгадали – молодцы. А о чём же они все?
- Кто же догадался, с чем мы сегодня встретимся в Стране знаний и экспериментов? (с водой)
2.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек без воды не может долго жить. Вот без еды он может прожить месяц, а без воды всего 3- 4 дня. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода окружает нас везде, и загадки Ученной Совы говорят, что она нам необходима. Расскажите нашим друзьям и гостям, где можно встретить воду (ответы детей).
Воспитатель: В реках, озёрах, родниках, болотах - вода пресная (привлечь детей к речевой работе, словообразованию: вода в озере – озёрная, в реке - речная, в роднике - родниковая, в болоте - болотная вода.)
- А как можно назвать воду в морях и океанах (морская, океаническая) Какая это вода, в отличие от пресной? (солёная)
Практическое экспериментирование
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже кое-что знаем о воде, а сейчас мы познакомимся с её некоторыми свойствами. А для этого я предлагаю вам превратиться в учёных-экспериментаторов, которые очень любят проводить опыты.
- Ученая Сова, помоги нам, пожалуйста, превратиться в экспериментаторов.
Ученая Сова (голос Совы):
Вокруг себя ты обернись
И учёным окажись!
(дети поворачиваются)
Воспитатель: Волшебство совершилось, и теперь вы не просто ребята из группы, а учёные-экспериментаторы. Приглашаю вас в научную лабораторию для проведения опытов и экспериментов (дети подходят к столам, на которых разложены предметы для проведения экспериментов).
Воспитатель: Посмотрите, сколько удивительных предметов лежат у вас на столах.
Опыт 1
На столе, перед детьми - стаканчики с водой и без воды, набор мелких предметов (пуговицы, камешки, стаканчики).
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчики без воды, посмотрите на него. Что вы можете сказать о нем? Он какой? (ответы детей).
- А теперь возьмите стаканчик с жидкостью, понюхайте, что это? (вода)
- какой мы можем сделать вывод? (Вода не имеет запаха)
- Давайте мы с вами посмотрим через стаканчик. Что вы видите? (стаканчик – прозрачный)
- А теперь давайте возьмем пуговицы, камешки и опустим их в воду. Видите предметы? Почему же они видны? (предположения детей)
- Представьте, что у нас в группе стоит аквариум и там плавают гуппи, золотые рыбки и вода в аквариуме - прозрачная. Представили. Наверное, это будет выглядеть так (на экране появляется картина с изображением аквариума). А через неделю вода в аквариуме стала мутная
(картинка на экране меняется).
Как вы думаете, почему так произошло? (предполагаемые ответы: может быть, плохо вымытый новый аквариум; может быть, это следствие перекармливания рыбок).
Воспитатель: Сейчас я покажу вам своё любимое зеркало (показывает). Кто хочет в него заглянуть? (предлагает ребёнку посмотреть в зеркало) Что ты увидел? (своё отражение)
- Где ещё можно увидеть свое отражение? (предположения детей)
- У меня есть замечательный сосуд с водой (большой таз с водой, подойдите к нему и посмотрите, что вы видите? (своё отражение)
Воспитатель: Давным-давно, в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над бочкой с водой, над речкой. А почему они, да и мы с вами можем увидеть в воде своё отражение?
Вывод: вода прозрачная
Опыт 2
Воспитатель: Перед вами - стаканчик с водой, а на столах – сахар и соль. Давайте определим, еще одно свойство воды.
Возьмите ложкой сахар или соль, добавьте в воду и размещайте их.
В случае выполнения работы не до конца, воспитатель обращается к ребенку с подсказками: «Ученая Сова хочет напомнить тебе, чтобы ты до конца размешал (а) соль (сахар)»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в свои стаканчики. Что вы увидели? (соль и сахар полностью растворились в воде).
- Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
(Если дети затрудняются с ответом, Ученая Сова подсказывает вывод)
– Вода является хорошим растворителем.
Опыт3
Воспитатель: - Давайте проведем еще опыт с водой.
Воспитатель обращается к ребенку: (имя ребенка, перелей, пожалуйста, воду из стаканчика в пробирку.
- Ребята, какую форму приняла вода? (ответы)
- А ты, ….(имя ребенка, перелей, пожалуйста, воду из стакана в тарелку.
- А теперь вода приняла форму чего? (ответы)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание: вода всегда принимает форму предмета, в который мы её наливаем. А как вы думаете, есть ли у неё своя форма?
(предположения детей)
Воспитатель: Итак, мы с вами вместе сделали важный вывод: вода не имеет формы.
Воспитатель: Мы уже хорошо поработали, пора и отдохнуть. Давайте поиграем
Динамическая пауза-игра «Капельки и тучки»
(под фонограмму песни «Капелька и тучка»)
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Опыт 4
Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что вода - хороший растворитель, и часто в ней могут находиться ненужные и даже вредные вещества. Но люди научились очищать воду. Хотите тоже этому научиться? Тогда опять приглашаю вас в лабораторию (к столам).
Воспитатель (даёт инструкцию детям по проведению опыта): Сначала приготовьте смесь: возьмите стакан с чистой водой растворите в ней глину. Да, вода стала мутной, но мы с вами – не простые экспериментаторы, а немножко - ученые и попробуем превратить воду из мутной в чистую, то есть очистить воду. Но как это сделать? (предположения детей)
Воспитатель: Ребята, Ученая Сова нам подсказывает, что воду можно очистить с помощью просто марли или при помощи марли и ваты. Попробуем?
- Ребята, какой фильтр очищает лучше воду? (марля и вата).
Вывод: воду лучше всего очищать с помощью марли и ваты
3аключительная часть
Воспитатель Ребята, Ученая Сова хочет нас о чём-то спросить.
На экране появляется изображение зимнего пейзажа с замерзшей речкой
Ученая Сова (голос): Что случается зимой с водой в реках, озерах? (вода замерзает, превращается в лед).
Ученая Сова: А что происходит со льдом весной? (с приходом весны все начинает таять, и лёд вновь превращается в воду).
Воспитатель: Ученая Сова, наши ребята и на твои вопросы ответили, и с опытами справились, и узнали много нового, интересного.
Ученая Сова: Молодцы, ребята! мне очень понравилось ваше путешествие в страну знаний и экспериментов, я осталась очень довольная и тоже узнала много нового.
Воспитатель: Ученая Сова, а хочешь узнать, какое настроение у наших ребят? И нам с гостями интересно.
Игра" Моё настроение"
- Ребята, у вас на столах лежат листочки. На этих листочках изображены капельки воды с различными настроениями. Вам нужно выбрать такую капельку, какое у вас сейчас настроение и раскрасить ее.
Воспитатель спрашивает, почему у ребёнка радостное (грустное) настроение.
Воспитатель: Вот видишь, Ученая Сова, ребятам тоже понравилось наше путешествие в Страну знаний и экспериментов.
Подошло время прощаться с нашим гостем- Ученной Савой и всеми гостями.
Ученая Сова: До свидания, ребята! Стремитесь к новым знаниям, и приглашайте меня в гости. А вот от меня вам медали!
Воспитатель от имени Ученной Совы дарит детям медали «Начинающему экспериментатору»