Ирина Владимировна Котелова
Конспект ОД «Путешествие с капелькой» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности "Путешествие с Капелькой"
Публикация «Конспект ОД „Путешествие с капелькой“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Темочки
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Мотивационно-побудительный этап:
• Упражнение на эмоциональный заряд перед занятием.
• Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности.
Организационно – поисковый этап:
• Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация.
• Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы.
• Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация, практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение, словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).
Рефлексивно – корригирующий этап:
• Включение нового знания в систему знаний.
• Осмысление: анализ занятия.
• Поощрение.
3. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
4. Возрастная группа: 4-5 лет
5. Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
6. Задачи:
6.1 - Познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, не имеет вкуса, запаха и цвета, растворяет и отражает.
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
6.2 - Развивать и закреплять представления о свойствах воды, её использовании.
- Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развивать умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
- Развивать познавательную активность.
6.3 - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
- Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
- Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
7. Планируемые результаты:
7.1 Актуализация знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима; правила безопасного поведения на воде и с водой.
7.2 Открытие нового знания о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.
7.3 Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) проектор, экран, музыкальный центр, флэшка с записями музыки по ходу занятия, слайд-шоу по теме занятия, стаканчики, сахар, сок, трубочки, лимон, ракушки, молоко, разноцветные полоски бумаги, ложечки, аудиозапись физкультминутки
Поощрение: медали "Молодец"
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты • Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
• Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Рассматривание игрушки Капельки. 1 мин.
1.2 Мотивация деятельности детей Помочь Капельке узнать о себе 1 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Познакомиться со свойствами воды. Формировать умение работать в коллективе. 1 мин
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Обращение к опыту детей о назначении воды. 3 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Предположение детей как можно узнать свойства воды. Презентация "Вода не всегда бывает полезной".
Словарная работа: буря, наводнение, паводок.
Экспериментирование с водой.
Коллективное обсуждение заданий 10 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Выводы по экспериментам
Физкультминутка "Виноватая тучка" 2 мин.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - Понравилось вам наше путешествие с Капелькой?
-А где мы с вами сегодня побывали?
- Ребята, чем интересным мы сегодня занимались?
- Кому сегодня помогали?
- Получилось ли у нас помочь Капельке?
2 мин.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.)
Чтение рассказов, сказок о воде познавательного характера
Экспериментирование с водой, льдом
Ход ОД
Части Содержание Области
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Мотивация деятельности детей Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Воспитатель: А теперь вставайте в круг. Упражнение "Эмоциональная буря" Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря» : будем мимикой, жестами показывать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье». Воспитатель: Приободрились, и теперь отправимся в путешествие с моей подругой, которую зовут. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подруга уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, стоит игрушка "Капелька"). Вы узнали кто это? Ответы детей : Капелька. Воспитатель: Но почему Капелька такая печальная? (ответы детей). Давайте послушаем ее историю. Капелька : " Я недавно родилась и совсем ничего не знаю про себя. От этого мне очень грустно, ведь ничего не знать о себе - это совсем не весело. И я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то обо мне знаете". Воспитатель: Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? Ответы детей. Социально – коммуникативное развитие
2. Основная часть.
Воспитатель: Из чего состоит капелька и где она живет?
Ответы детей : Состоит из воды и живет в воде
Воспитатель: А где можно встретить воду? Ответы детей : разные ответы детей Воспитатель : Ребята! А Капелька интересуется : знаете ли вы, кому нужна вода? Ответы детей : человеку, животным и растениям
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Путешествие по группе (обозначение капельками тех мест, где нужна вода) :
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками.
В уголке природы: возле растений.
Ответы детей : да нужно они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит чайник с кипяченой водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку) .
Около раковины (мойки) : да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку) .
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
Воспитатель: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. (Дети садятся на стульчики перед экраном)Ребята, но вода не всегда бывает полезной, а бывает даже опасной. (Показ презентации с изображением бурь, наводнений, паводков). Воспитатель: Чем же еще может быть опасна вода?
Ответы детей :
Воспитатель: Можно ли ходить к водоему одному, без взрослых? Почему? Ответы детей :
Воспитатель: Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай?
Включать горячую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там гололёд?
Ответы детей :
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и потанцуем с Капелькой
Физкультминутка "Виноватая тучка"
Дети стоят в кругу с воспитателем
Воспитатель: Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе.
Дети проходят за столы.
Опыт № 1. Определение вкуса воды.
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная. (прикрепить на планшет условное обозначение).
Опыт № 2. Определение цвета воды. (фронтальный)
Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе два стакана, в одном стакане вода, а в другом молоко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одной пуговице в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?
Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные полоски бумаги. Вы будете опускать в воду эти полоски по очереди и смотреть, с цветом какой полоски совпадет цвет воды (выполняют действия с полосками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь полоска по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. (прикрепить на планшет условное обозначение).
Воспитатель: Встаньте около своих стульчиков, расправьте плечи и следите глазками за фигурками на экране. Зрительная гимнастика
Опыт № 3. Определение запаха воды.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды (есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет?
Ответы детей : Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет
Воспитатель: Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах того, что в нее добавили.
(прикрепить на планшет условное обозначение).
Опыт № 4. Определение возможности воды растворять.
Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?
Ответы детей : он исчез, растворился
Воспитатель: Где в жизни мы можем наблюдать?
Ответы детей : когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким Воспитатель: Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества.
Выводы: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества.
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов.
- Понравилось вам наше путешествие с Капелькой?
-А где мы с вами сегодня побывали?
- Ребята, чем интересным мы сегодня занимались?
- Кому сегодня помогали?
- Получилось ли у нас помочь Капельке?
Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память медальки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается медаль). Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Социально - коммуникативное развитие
Длительность занятия: 20 минут