Карпенко Валентина Дмитриевна
Конспект НОД «Путешествие с капелькой» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма проведения: занятие-путешествие.
Приоритетная образовательная область - познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: ПР; РР; СКР; ХЕР; ФР.
Цель: создание целостного представления о воде как природном явлении.
Задачи:
- дать первичные представления о круговороте воды в природе;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие с капелькой“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- продолжить знакомство со свойствами воды, её взаимодействием с воздухом, особенностями жизни под водой, жителями подводного мира;
- уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы, организация развивающей среды:
сказочный персонаж Кап, дидактические игры: «Кому нужна вода?», «Собери свою команду», «Найди друга»;
материалы для опытов:3 емкости (тазы, воздушные шары по количеству детей, салфетки; пластиковые стаканы с водой, соломинки по количеству детей; стакан со свежей и отстоявшейся водой;
«волшебная лейка», атрибуты для игровой ситуации «Подводный мир»: декорации речного дна «водоросли», «камни», «нора», «песок», игрушечные черепаха, лягушка, рак, икринки (шарики из сухого бассейна по количеству детей, пластилин для преобразования икринок в мальков;
панно «В царстве у морской царицы»;
Аудиозаписи: «Капли», «Ручей», «Звуки под водой», «Море», фрагмент фильма «Жизнь рыб».
Предварительная работа: экспериментирование «Тонет — не тонет», «Свойства воды», «Проращивание зерна», «Огород на подоконнике»; заучивание стихов о воде, пальчиковой гимнастики "В царстве у морской царицы"; рассматривание иллюстраций и схем по теме; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив).
Ход НОД
Организационный момент. Мотивация.
Ребята, что у меня есть! Хотите узнать?
В кувшине кто-то прячется! Вот послушайте.
(аудиозапись «Капли»)
Как вы думаете, что это? (достаю капельку)
Это капелька. Её зовут Кап. Голос у нее тихий, слабый, и чтобы её услышать, нужно разговаривать негромко, прислушиваться.
Откуда же она взялась, как к нам попала? Капелька говорит, что за окном у неё много сестричек. Кто же они? Чтобы узнать, кто они, отгадайте загадки.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук:
Кто же к нам стучится вдруг?
Он по крыше барабанит,
Все на улице буянит.
Он на гостя не похож,
Потому что это ***
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?
Что же весной происходит со снегом и льдом?
Капелька — большая путешественница. Где мы можем встретить её? Правильно, ведь капелька — маленькая частица воды. Хотите отправиться в путешествие с Капом? Но сначала Кап просит помочь разобраться, куда ему отправляться.
Дид. игра «Кому нужна вода?»
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
Быстро бегут капельки друг за дружкой. Вот послушайте. Во что же они превращаются? Аудиозапись «Ручей».
Бежит ручеёк по камушкам, журчит, звенит, на своем пути каждую былинку напоит, с птицами перекликается. Кто звонче? Каждый листочек умоет. Давайте и мы умоемся чистой родниковой водой.
Самомассаж
Водичка, водичка, умой моё личико, (потереть ладонями щеки)
Чтобы глазки блестели, (пальцами провести, не надавливая, по закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему)
Чтобы щёчки краснели, (подушечками пальцев легонько постукивать по щекам)
Чтоб смеялся роток, (помассировать пальцами подбородок)
Чтоб кусался зубок! (помассировать большими пальцами виски)
Посмотрите, наша капелька радуется, к себе в гости зовет. А вы любите по лужам и ручейкам ходить?.Что для этого нужно? Я с вами согласна, но это пока ручей неглубокий, мелкий. Но вот глубока и широка начинается. река. Как нам дальше следовать за Капом?
Чтобы плыть по воде что нужно? Ребята, вы знаете, капелька приглашает нас не просто плыть по реке, а отправиться в подводный мир.
А мы можем плыть под водой?Почему?
Экспериментирование
Опыт 1
Давайте проверим. Как долго мы можем не дышать? Сделайте выдох, затаите дыхание, пока я досчитаю до 5. Кому трудно сдержаться, зажмите нос и рот ладонью.
Теперь можете дышать. Скажите, легко долго не дышать? Трудно сдерживать себя, хочется сделать вдох.
А как вы думаете. Под водой есть воздух? Давайте проверим.
Опыт 2
Для этого поделимся на команды. У каждого из вас часть картинки. Соберите целую — и вы команда.
Приглашаю команды в уголок экспериментирования. Перед каждой командой таз с водой и воздушный шар. Кто хочет надуть его? Помните, что надувать нужно не слишком большим, а то он лопнет, а надув, зажмите горлышко, чтобы воздух не вышел. Во время эксперимента не толкайтесь, чтобы не пролить воду, внимательно наблюдайте за действиями товарища.
Что ж, начнем. Надуйте шары и зажмите горлышко. Что внутри? Как он туда попал?
Теперь опустите шарик горлышком в воду и легонько разжимайте пальцы. Что произошло? Куда девался воздух из шарика? Почему воздух всплывает? Чтобы окончательно убедиться в этом давайте проведем ещё один эксперимент.
Опыт 3
(Раздаю трубочки) Что у вас в руках? Что у трубочки на концах? Для чего они нужны? Подуйте в неё. Подставьте ладонь, что почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок? Воздух нужен для дыхания, он попадает внутрь человека при вдохе через нос и рот. Чтобы увидеть его, давайте возьмем стаканы с водой и и опустим один конец в воду. Теперь подуйте. Что вы увидели? Откуда появились пузыри, куда исчезли? Значит человек не может дышать под водой и жить там?
Наблюдение за рыбкой.
А кто живет под водой?Для кого она стала домом?
Подойдите ко мне и давайте внимательно рассмотрим рыбку. (Видео)
Всё у рыб приспособлено для жизни под водой: гибкое тело, глаза, которые ни на миг не закрываются, спинной и грудные плавники, чтобы быстро двигаться, хвост как руль помогает поворачивать влево, вправо, чтобы ускользать от врагов. Блестящая чешуя как панцирь защищает нежную кожу. Посмотрите, рыбка часто открывает и закрывает рот, при этом у неё за головой открываются и закрываются щелки. Это жабры. Они помогают рыбам дышать. Оказывается в воде все-таки есть воздух. Но его так мало, что только жители подводного мира приспособились им дышать.
Опыт 4
Посмотрите, вот вода, которую я только что налила в стакан, а на окне вода, которую я утром набрала, чтобы полить лук. Посмотрите, в только что налитой воде воздуха не видно, а стенки кувшина, который стоит с утра, покрыты пузырьками воздуха. Помешаем воду в кувшине. Что случилось с пузырьками? Значит в воде есть воздух. Именно им и дышит рыба.
Игровая ситуация
Кап говорит, что нам надо торопиться. Но как же нам плыть под водой без аквалангов? Придумала. Сейчас я возьму волшебную лейку и немного поколдую. А вы крепко закройте глаза и не подглядывайте, пока я не досчитаю до 3.
Лейка, лейка, лейка, лей!
Ты водицы не жалей!
Больше нет у нас детей,
Превратитесь в карасей!
(Звук «Под водой») А теперь слушайте и запоминайте: теперь вы карасики и разговариваете неслышно, плаваете аккуратно, друг другу помогаете, никого не обижаете.
Раз, два, три — не зевай, глаза открывай!
Посмотрите, карасики, в реке под водой много жителей : на камне греется. черепаха, в водорослях спряталась. лягушка, в норе притаился …. рак. А на желтом песке. Что лежит на песке? Да это же икринки. Из них скоро появятся мальки. А вы знаете, кто это?
Продуктивная деятельность
Давайте поможем икринкам превратиться в мальков. Выберите икринку. На столах вы найдете разноцветный пластилин для превращения.
Карасики, ваши малыши еще многого не знают о жизни под водой. Давайте поможем им освоится. Сначала найдите им друзей. Помните, что друзья должны быть чем то похожи.
Дид. игра: «Найди друга»
В реке живут и хищные рыбы. А от хищников надо прятаться. Поэтому внимательно слушайте и выполняйте мои команды.
Подвижная игра : «Куда спрятаться рыбкам?»
Устали, карасики? Присядьте, отдохните. И мальки пусть на песочке погреются. Отпустите их!
Посмотрите, как наша капелька встрепенулась! Она что-то услышала.
Релаксация (медитирование). Аудиозапись «Море»
Закончилась река. Перед нами раскинулось море. Ни конца ему, ни края. Широкое, глубокое. Качает на своих волнах корабли. Проносятся над пенными гребнями чайки. А в глубине морских вод, как говорили в старину, морская царица. Давайте подойдем к мольберту и рассмотрим морских обитателей. (Дети смотрят, называют)
А чтобы наши гости их тоже увидели, давайте не только расскажем, но и покажем их.
Пальчиковая гимнастика
В царстве у морской царицы
Вместо воздуха водица,
Вместо подданных – медуза,
Кит огромный толстопузый,
Осьминог и камбала,
Рыбы молот и пила,
Краб, моллюск, звезда морская
И акула очень злая.
А вот водолаз Федот
Здесь гостит, а не живет.
Вот какой длинный путь проплыли мы с капелькой: от маленького ручейка до моря-океана. А теперь нам пора возвращаться, ведь в подводном мире мы — гости. Где моя волшебная лейка?
Лейка, лейка, лейка, лей!
Ты водицы не жалей!
Отпускаем карасей,
Превращаемся в детей!
Итог (рефлексия)
Понравилось вам путешествие с Капом? Что именно? Что нового, интересного узнали? Почему воду нужно ценить и беречь? Как мы можем сберечь воду?
(ребенок читает стих)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Наверное, путешествуя с родителями, вы привозили с поездок много фотографий, показывали их друзьям, родственникам. Предлагаю каждому из вас создать рисунок о путешествии с Капом. Ему будет приятно. А сейчас он спешит, ведь у него много дел. Давайте скажем ему «До свидания».