Сидоренко Любовь
Конспект ОДД «Природа — наш дом»
▼ Скачать
Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему
«Природа – наш дом»
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Обучающие:
• продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух)
• учить рассуждать, аргументировать суждения
• совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать
Развивающие:
• развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность)
• развивать общую и мелкую моторику
Публикация «Конспект ОДД „Природа — наш дом“» размещена в разделах
Воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе
• воспитывать экологическую культуру
Методы и приемы
• Игровой. Игра: «Собери мусор»;
Перемещение в лабораторию.
• Словесный: Художественное слово; рассказ воспитателя.
• Наглядный: Слайды о природе.
• Практические: Эксперимент по очищению почвы;
Рисование в нетрадиционной технике «Граттаж».
Словарная работа: эколог, экобаки.
Оборудование:
Слайды, с изображением экологических катастроф, компьютер, наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, шариковые ручки, урны плоскостные (красный, желтый, зеленый, плоские модели земли черного цвета, одежда для детей (халаты, урна, музыкальное сопровождение, свеча, спички)
Предварительная работа:
• проведение опытов по изучению свойств воды, земли, воздуха
• беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля»
• труд в природе»
• просмотр документальных фильмов.
Ход занятия:
Что за чудо - чудеса!
Раз рука и два рука. (Поочередно поднимают руки)
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая. (Смотрят на ладошки)
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку, (Руки в сторону, сгибают в локтях)
Добрые руки погладят собаку, (Гладят поочередно свои руки)
Умные руки умеют лечить, (Гладят щеки)
Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки)
В: Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить». Вчера в новостях я узнала, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая среда?
В: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют.
Кто нам помогает содержать дом в чистоте?
В: Помощников у нас много, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет, но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны - так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и порядок в своем доме?
В: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?
В: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ.
Существует несколько способов очистки почвы:
- Откачивание почвы с помощью насосов.
- Сжигание нефти.
- Разброс сорбентов.
- Промывка почвы.
Сейчас мы научимся очищать почву. Как нужно себя вести в лаборатории?
(Не мешать друг другу, работать тихо;
приступать к выполнению опыта только после объяснения и разрешения;
после проведения опыта все нужно убрать;
после завершения работы вытирать руки салфеткой.)
В: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает?
В: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва?
В: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета?
В: Почему она такая?
В: Попробуйте шприцем откачать воду.
И снова пошел дождь.
Что мы видим?
В: А что с водой?
В: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем.
(Повторять опыт пока вода не станет светлой.)
В: Посчитайте, сколько дождей понадобилось.
В: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть, а с ней все живое.
Теперь вы можете приступить к очистке почвы самостоятельно.
Дети по парам выполняют опыт, подсчитывают количество дождей, делают выводы.
В: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.
Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию?
В: Да, тогда и отходы на предприятиях будут чистыми.
Физминутка:
Станем мы деревьями,
Сильными большими. (Руки на поясе)
Ноги - это корни, их расставим шире, (Ноги на ширине плеч)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Пальцы в замок)
Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони
Воду доставали. чашечкой)
Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой
В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой)
Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны)
Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой)
Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают поднятыми руками)
В: Как ещё человек загрязняет почву?
В: Хлам на тропинке, отбросы в реке,
Сор под деревьями, отходы везде,
Давайте исправим, чтоб видели все
Чистота в природе - должна быть везде.
В: Игра «Собери мусор».
( Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор).
В красный ящик собирают — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор).
(Делают выводы)
В: В природе нет мусора, нету отходов,
Давайте друзья учится у природы.
В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор?
В: В нашем городе есть баки - контейнер углубленного типа. Бак плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром, животные не могут забраться в него. Существуют ядовитые отходы - старые батарейки питания, градусники, энергосберегающие лампочки, лампы дневного света, их необходимо сдавать в специальные места.
В больших городах, есть экологические боксы — для приема батареек, ламп и градусников, а для ламп дневного света - экобокс другого типа, экомобили разъезжают по городу и собирают испорченные, опасные, ядовитые предметы. Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде.
(Делают выводы)
В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор?
В: Вы всегда так поступаете?
В: Игра «Если можно хлопни, если нет –топни».
Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Молодцы, знаете правила поведения в природе. Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух?
Д: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.
В: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?
Д: Горит свеча.
В: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Д: Нет, не может.
В: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?
Д: Копоть.
В: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?
Д: Черного.
В: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе : дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
Д: пожаров, заводских труб.
В: Как защитить воздух от дыма?
Д: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.
В: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?
Д: Нет.
В: На какой планете вы хотели бы жить?
В: Давайте очистим нашу планету. Вот наша планета. (Даю детям модели земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных, дома — пусть все оживет.
(Звучит музыка)
Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «Граттаж».
В: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету!»
(Я. Аким)
В: Ребята, что нового вы узнали?
• человек загрязняет почву, воздух;
• природе надо помогать;
• экологи — защитники природы;
• мусор нужно выбрасывать в экологические баки;
• научились очищать почву.
В: О чем мы говорили?
В:Ребята, сегодня мне очень хорошо помогали: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.