наталья ламарева
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Конспект
Образовательной деятельности
Для детей подготовительной группы 6-7 лет
По речевому развитию
Тема: «Зимушка-зима»
Воспитатель: Лымарева Н. В.
Цель:
• Систематизировать и закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях природы.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программные задачи:
• уточнять, расширять, активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;
• упражнять детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
• развивать умение детей составлять рассказ о зиме по схеме, используя полученные ранее знания и представления;
• совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
• воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: персонаж Снеговик, ведро, метла, декорации по теме. Картина «Зимние забавы», картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, снежки-загадки, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: обернулась, бор, трещит, бушует, студёные. Образные выражения – накрыла белым покрывалом и др.
Предварительная работа: чтение рассказов о зиме и зимних явлениях, рассматривание во время прогулки пейзажей.
Методы и приё мы: игровой, беседа, сюрпризный момент, фантазирование, наглядный показ, рассказ воспитателя и др.
Ожидаемый результат: умеет составлять рассказ, пользуясь мнемотаблицей, употребляет в речи глаголы, прилагательные, согласовывает их с существительными, знает признаки зимы.
Ход ОД
1 этап: Психологический настрой:
Дети заходят в группу. Перед ними зимний лес, деревья все в снегу, сугробы. (По группе ходит снеговик и метёт снег, везде летают снежинки). (Бумажные)
Воспитатель: Ребята, что случилось с нашей группой? Наверно, кто-то забыл закрыть окно? И теперь наша комната превратилась в сказочный лес. А ещё, посмотрите к нам гости пришли, давайте поздороваемся. Здравствуйте гости дорогие!
Сколько снега намело всё кругом белым, бело. Кто-то здесь ходит, давайте посмотрим?
• Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла. (снеговик)
Давайте подойдём поближе и поздороваемся. Здравствуйте снеговичок.
Снеговик:
• Здравствуйте, дети!
• Снеговик я не простой,
• Прихожу я к вам,
• когда наступают холода.
-А чтобы узнать когда, нужно разгадать загадку.
• Наступили холода,
• Обернулась в лед вода,
• Длинноухий зайка серый
• Обернулся зайкой белым.
• Перестал медведь реветь –
• В спячку впал в бору медведь.
• Кто скажет, кто знает,
• Когда это бывает? (зимой). Да верно!
• Прихожу я к вам зимой
• С ней мы давние друзья
• Вас приглашаю в сказку я.
2 этап: Мотивационно-побудительный
Снеговик: Ребята угадайте, что лежит у меня в ведёрке?
• Странная звездочка
• С неба упала,
• Мне на ладошку
• Легла и пропала. (снежинка)
Снеговик: Да правильно, снежинки. Я предлагаю вам с ними поиграть в игру. Я буду передавать вам снежинку, а вы будете называть слова - действия.
Дидактическая игра в кругу «Снежинку передавай, слова-действия называй»
• Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
• Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет….
• Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится….
• Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Ребята, когда много-много снежинок падает с неба, Какое это природное явление? Снегопад. Верно. Молодцы ребятишки, вы много знаете. Устал я, и немного отдохну, у сугроба посижу, и на вас я погляжу. Оставляю вам ведёрко со снежинками, вместе с воспитателем поиграйте. В нём ёще много интересных игр я, для вас приготовил. Воспитатель: Спасибо снеговичок. (Дети садятся на стульчики)
3 этап: Актуализация имеющихся знаний Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что там приготовил снеговик. (Достаёт снежинки, на них задания)
1. Снежинка. 1 задание. «Беседа о времени года» И так, что же нам приготовил снеговик, сейчас прочитаем. Слушайте внимательно. В этом задании мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме».
• Закончилось чудесное время года - Кто мне скажет. Какое? ….(осень).
• А какое время года наступает после осени, кто мне скажет?. (зима)
• Как называются зимние месяцы? Давайте повторим (Декабрь, Январь, Февраль.)
• А какие признаки зимы вы знаете? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.) Молодцы с этим заданием мы справились.
Ребята, а вот и ещё одна снежинка, давайте прочитаем, какое задание ещё приготовил нам снеговик.
2 Снежинка. 2 задание. Д/ игра: «Назови признаки». Внимательно слушайте. Если мы с вами справимся, с этим заданием, тогда узнаем, какая бывает зима. Я буду называть слово - предмет, а вы подберите к нему характерные признаки, пользуясь вопросами «какая?» или «какой?» Например: Зима, какая? – Морозная, снежная и т. д.
• Зима (какая) - (холодная, морозная, снежная).
• Снег (какой) - (мокрый, липкий, серебристый, пушистый).
• Сосулька (какая) - (ледяная, холодная).
• Мороз (какой) - (холодный, сильный).
• Ветер (какой)-(Сильный, холодный, ледяной).
• Дни (какие)-. (короткие, тёмные).
Вы молодцы, давайте немного отдохнем, сделаем разминку, берите в руки свои снежинки и вставайте в круг (снежинки лежат под стульчиками).
4 этап: Динамическая пауза «Весёлые снежинки» музыкальное сопровождение «Вальс снежинок»
• Мы снежинки, мы пушинки (идут по кругу)
• Покружиться мы не прочь (кружатся)
• Мы снежинки - балеринки,
• Мы танцуем день и ночь (покачиваются со снежинками)
• Встанем вместе все в кружок,
• Получается снежок (идут в круг, вытягивая вперёд снежинки)
• Мы деревья побелили (движения руками вверх и вниз)
• Крыши пухом замели (руки над головой)
• Землю бархатом укрыли
• И от стужи сберегли (присесть, положить снежинки и сесть на стульчики)
5. этап. Восприятие и усвоение нового материала.
Ребята в ведёрке у снеговика осталась ещё одна снежинка. Давайте посмотрим, что нам ещё приготовил снеговик.
3. Снежинка. 3 задание. Рассказ «Гостья зима» Составление рассказа о зиме по мнемотаблице. Снеговичок написал нам рассказ о зиме. И хочет, чтобы вы тоже сами попытались составить свой рассказы. Внимательно послушайте. Я вам его прочитаю
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму». Интересный рассказ, он вам понравился?. (да)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме. А для того, чтобы вам было легче его составлять, я предлагаю вам вот такую подсказку. Кто помнит, как она называется? Мнемотаблица, название сложное но, картинки, которые на ней нарисованы вам помогут составить красивый и последовательный рассказ. А ещё, я буду задавать вопросы, и вам будет, легче справится с этим заданием. Только не забывайте, что у рассказа есть начало, середина и конец, эти части «дружат» между собой.
Наводящие вопросы.
• Кто пришел к нам в гости? К нам пришла зима.
• Чем зима накрыла землю? Она накрыла землю белым покрывалом.
• Что падает с неба? С неба падает снег.
• Какая на улице погода? На улице дует ветер, и стоят сильные морозы.
• Какие подарки принесла с собой зима? Зима принесла с собой: снегопады, сугробы, метели и лед.
• Для чего людям нужны эти подарки? Эти подарки нам нужны для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках….
• Вы любите зиму? Да мы очень любим зиму.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
6. Этап. Заключительный. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы. Вам понравилось наше приключение (да). Мы с вами замечательно поработали. Снеговичок, как ты думаешь, мы справились с твоими заданиями?. Ребята, кто мне скажет, что мы с вами сегодня делали?
Дети: Отгадали загадки, играли в разные словесные игры, составляли предложения по таблице, слушали рассказ «Зима», составляли рассказ о «Зиме» по картинкам.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам закончить наше зимнее приключение, давайте попрощаемся со снеговиком.
Снеговик: «До свидания, друзья! В своё жилище мне пора. А вы меня не забывайте, И по чаще навещайте».
И с нашими гостями. Немного отдохните, возьмите свои снежинки (под музыку метели дети - снежинки вылетают со своих мест, в другую комнату)
.
Анализ ОД
Цель:
• Систематизировать и закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях природы.
Программные задачи:
• уточнять, расширять и активизировать словарь -действий, словарь- признаков по теме «Зима»;
• упражнять детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными и глаголами.
• развивать умение детей составлять рассказ о зиме по схеме, используя полученные ранее знания и представления;
• воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: Персонаж Снеговик. Ведро, метла, декорации по теме. Картина «Зимние забавы», картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, снежки-загадки, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: Обернулась, бор, трещит, бушует, студёные. Образные выражения – накрыла белым покрывалом и др.
Предварительная работа: Чтение рассказов о зиме и зимних явлениях, рассматривание иллюстраций,во время прогулки пейзажей, проведение игр.
Методы и приё мы: игровой, беседа, сюрпризный момент, фантазирование, наглядный показ, рассказ воспитателя и др.
Ожидаемый результат: умеет составлять рассказ, пользуясь мнемотаблицей, употребляет в речи глаголы, прилагательные, согласовывает их с существительными, знает признаки зимы.
В совместной деятельности были выдержаны все этапы- образовательного процесса.
1 этап: психологический настрой:
Был нацелен на создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие и эмоциональной поддержки ребёнка - для этих целей я использовала игровой метод, сюрпризный момент, приветствие, фантазирование, музыкальное сопровождение, установила зрительный и эмоциональный контакт
2 этап: Мотивационно-побудительный.
Был нацелен на организацию направленного внимания, привлечение произвольного внимания детей, к предстоящей деятельности. Для этих целей я использовала приём активизации самостоятельного мышления детей- загадки, игровой приём д/и, театрализация- создание сказочной атмосферы, ввод сказочного персонажа, заинтересовала детей, направила внимание детей на предстоящую деятельность.
3. Этап Актуализация имеющихся знаний
Был нацелен на актуализацию имеющихся знаний и представлений. Для этих целей я использовала: игровой метод, беседа. Повторили и закрепили ранее изученный материал.
4. Этап: Динамическая пауза.
Был нацелен на смену видов деятельности и снятие напряжение. Для этого я провела физминутку.
5. Этап. Восприятие и усвоение нового материала. Был нацелен на расширение и обогащение знаний и умений, адекватных возрасту детей. Для этих целей я использовала: беседа, рассказ, задавала наводящие вопросы, наглядный метод.
6. Этап Заключительный. Рефлексия.
Был нацелен на формирование элементарных навыков самооценки и осознания себя как участника познавательного, творческого процесса. На этом этапе я приготовила подарок от персонажа - снежинка.
Структура занятия выстроена от простого к сложному. Образовательная деятельность проходила в форме сказочной игры – путешествия. Считаю, что в таком варианте проведения образовательной деятельности, материал усваивается детьми лучше.
Этапы образовательной деятельности были взаимосвязаны и последовательны. Смена видов деятельности не давала возможности детям отвлекаться и уставать.
Задачи соответствовали теме ОД, возрасту детей и их индивидуальным особенностям.
Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей.
Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми в разных видах деятельности.
Спасибо за внимание!