Светлана Барабаш
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Осень» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей об осени, развитие творчества у детей.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.
Задачи:
Образовательные : Уточнить представление об осени и ее приметах. Расширять и активизировать словарь по теме.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию „Осень“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Развивающие : Развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление, развивать умение создавать коллективную композицию в аппликации.
Воспитательные: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Предварительная работа: Наблюдения за осенней погодой, чтение стихотворений и рассказов об осени; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, отгадывание загадок, оформление выставок фотографий.
Формы организации коллективной деятельности : работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря.
Материалы и оборудование: Экран, проектор, магнитофон; картинки различных периодов осени, диких животных; фотовыставка «Весёлый снеговик», муляжи овощей и фруктов, осенних листьев : дуба, берёзы, клёна.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель вносит игрушку Инопланетянина.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришёл гость. Он прилетел к нам из космоса. С очень далёкой планеты. А зовут его Шершуня.
Воспитатель говорит за гостя грустным голосом: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой он грустный, у него что-то случилось. Вы хотите Шершуне помочь? (Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, он очень давно хотел попасть на нашу планету Земля. Ему рассказывали, что она очень красивая, и на ней живёт много разных животных. Но когда он прилетел, то увидел только голые деревья, сырость, грязь и животных не видать. Ребята, скажите Шершуне, что происходит сейчас в природе. (Наступила осень.)
Воспитатель: Ребята, а осень скучное время года? (Нет.)
Воспитатель: А, давайте расскажем Шершуне, как весело и красиво бывает у нас на Земле даже осенью. (Ответы детей)
II. Основная часть:
1. Воспитатель обращает внимание детей и гостя на экран.
Воспитатель: Ребята, какая бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя.)
Воспитатель: Посмотрите, какой-то шалун всё перемешал, перепутал картинки на экране. Ребята, помогите, пожалуйста мне исправить.
Дид. игра. «Какая бывает осень?». Дети расставляют картинки по порядку. (Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.)
2. Воспитатель: Спасибо. На экране появляется картина ранняя осень.
Ребята, что происходило в природе ранней осенью. (Было ещё тепло на улице, листочки на деревьях все были зелёные, люди собирали урожай.)
Воспитатель: Какой урожай собирали люди? Какие овощи (фрукты) вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте, с Шершуней немного поиграем?
Игра «Собери урожай». Дети делятся на две команды. Первая команда собирает овощи, а вторая фрукты.
Воспитатель: Ваши мамы готовили запасы на зиму. Варили варенье. Я люблю малиновое варенье. Из чего его варят… (из малины). А яблочное… (из яблок). А абрикосовое… (из абрикос). А клубничное… (из клубники).
3. На экране появляется картина «Золотая осень».
Воспитатель: Следом за ранней осенью приходит золотая. Почему её так называют?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Послушай, Шершуля, да и вы, ребята, какое красивое стихотворение про осень которое называется «Золотой дождь». (Подготовленный ребёнок читает стихотворение.)
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит! М. Лессовая
Воспитатель: Ребята, что это за дождь такой? (Листопад.) А, давайте покажем Шершуле, как это красиво, когда ветер срывает листья с деревьев и несёт их над землёй?
Воспитатель раздаёт осенние листочки детям. Под музыку П. П. Чайковского из сборника “Времена года” дети кружатся по группе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои листочки. С какого дерева их сорвал ветер? Дима (Вика, Коля) у тебя с какого дерева? Значит оно какой? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а почему играла такая грустная музыка? (Ответы детей.)
4. Дети возвращаются на места. На экране появляется картина «Поздняя осень».
Воспитатель: Следом за золотой осенью приходит поздняя осень. Что происходит поздней осенью? (На улице становиться совсем холодно, деревья стоят голые, речки замёрзли, падает первый снег.)
Воспитатель: А, скажите, когда выпал снег вам было грустно. Что вы делали дома вместе с родителями? Дети показывают выставку «Весёлый снеговик» Шершуле.
Воспитатель: Вот видишь, Шершуля, осень у нас совсем не скучная и мрачная. А очень весёлая. Ребята, а почему Шершуля не встретил у нас птиц, насекомых, зверей? (Ответы детей).
Беседа по картинке «Как звери готовятся к зиме».
Воспитатель: Ребята, Шершуле пора отправляться домой на свою планету. Я думаю ему есть, что рассказать своим друзьям. А, давайте ему на память сделаем подарок, который будет ему напоминать нас и нашу красивую, щедрую осень. (Ответы детей.)
Чтобы ему подарить? (Предложения детей.) А, давайте подарим ему красивый осенний букет? Я приготовила вазу и веточки. Вам нужно приклеить разноцветные листочки.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Красивый осенний букет соберём.
(Вертят кистями рук с растопыренными пальцами)
Воспитатель: А сейчас давайте, ребята, украсим веточки осенними листочками, чтобы они стали красивыми и нарядными.
Дети подходят к мольберту и приклеивают разноцветные листочки. После дарят коллективную работу Шершуле.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, а вам нравиться время года «Осень»? (Ответы детей.) А что вам нравиться осенью больше всего?
Шершуля, мы с ребятами благодарим тебя, что ты к нам прилетел. Ждём тебя ещё раз в гости в любое время года.