Надежда Миловидова
Конспект ООД по экспериментальной деятельности в средней группе «Мыло и его секреты».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.
Программное содержание:
• расширить представления детей о свойствах мыла путём исследовательской деятельности;
• активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде;
• закрепить правила безопасности при работе с мылом;
• развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы;
• воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Интеграция образовательных областей: ФЦКМ, познание, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура.
Публикация «Конспект ООД по экспериментальной деятельности в средней группе „Мыло и его секреты“,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы: миски для каждого ребёнка, миска для воспитателя, трубочки для коктейлей, мыло разной формы, цвета и размера (для выставки, кусок мыла для каждого ребёнка, венчик, салфетки для рук, фартуки, петельки для мыльных пузырей, карточки-символы со схематичным изображением опытов.
Вводная часть: ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем:»Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам».
Письмо: а сейчас, внимание! К нам в детский сад пришло письмо. На конверте написано: «Детям из детского сада «Дюймовочка. В среднюю группу «Пчёлки».
Посмотрите на конверт и догадайтесь, от кого письмо. Давайте прочтём его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Совсем скоро уже будет наш любимый праздник -Новый год, а у меня на подарочной фабрике закончились мыльные пузыри. А ведь их так любят дети всего мира. Я хотел узнать у Мойдодыра, как их делать, но он, как всегда, занят – отмывает всех грязнуль к празднику. Я знаю, что вы умные и любознательные дети, поэтому прошу вас- помогите мне, пожалуйста. Заранее благодарен. Ваш Дедушка Мороз».
-Ребята, поможем Дедушке морозу? Попробуем сделать для него мыльные пузыри?
Отгадайте загадку.
- Ускользает, как живое, но не выпущу его. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.
-Правильно, это мыло. Значит, мыльные пузыри из чего получаются?
Для того, чтобы сделать мыльные пузыри мы должны хорошенько познакомиться с мылом, его свойствами.
Рассматривание мыла.
-Посмотрите внимательно и опишите кусок мыла. Какое оно? (твёрдое, гладкое). А на запах? (душистое, ароматное)
-Для чего нужно мыло (ответы детей) А разве нельзя вымыть руки просто водой?
-Правильно, мыло уничтожает микробов и неприятные запахи. «От простой воды и мыла у микробов тают силы». Это мыло называется туалетное. Как вы думаете, мыло только таким бывает? Сейчас мы с вами отправимся на выставку мыла. Вы увидите, как много есть разновидностей мыла.
-Какое мыло бывает по форме? По цвету? По размеру? По запаху? Какое мыло в бутылочках? Это жидкое мыло для рук, а это для мытья посуды. Вот этим мылом стирают бельё, используют для уборки помещений. Оно называется хозяйственное. Это мыло для бани. Банное. А вот это мыло для детей. Детское.
Исследовательская деятельность.
-А сейчас, ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? Это такое место, где проводят опыты, исследования там всегда чисто и тихо, потому что каждый лаборант работает над свои открытием. Мы с вами будем проводить опыты с мылом, чтобы создать мыльные пузыри. Перед работой в лаборатории необходимо одеть спецодежду. Н а крючках висят фартучки, на которых есть значки в виде геометрических фигур. На стульчиках имеются такие же значки. Вам надо выбрать себе фартук и сесть на стульчик с таким же значком, какой на вашем фартуке. Сначала давайте поговорим о правилах безопасности во время работы с мылом :
-можно ли брать намыленные пальцы в рот? «Не пробуй на вкус ничего никогда, иначе тебя ожидает беда».
-тереть намыленными пальцами глаза?
-а если всё же мыло попало в глаз, что надо делать (ответы детей)
-поднимите салфеточки. Что это за брусочки лежат перед вами? Это мыло. Какое оно?
1-й опыт. (карточка-символ «мыло в воде»)
-ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если его поместить в воду? (станет скользким).Сейчас мы это проверим. Потрогайте, воду, какая она (тёплая, чистая). Теперь опустите мыло воду. Потрогайте, каким оно стало? Вывод: если мыло намочить, оно станет скользким.
2-й опыт. (карточка-символ»мутная вода»)
-А теперь мы возьмём губку, намочим её и намылим мылом. Отожмём в мисочку с водой. Что произошло (вода стала мутной, появилась пена). Что такое пена (это много мыльных пузырей). Вывод: если намылить мокрую губку и отжать её, то вода станет мутной, и появится пена.
3-й опыт. (карточка-символ «коктейльная трубочка»)
-возьмите в руки трубочки, подуйте в них на ладошку. Теперь опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них.»Если дунуть посильней- будет много пузырей». Что происходит (появляется много мыльных пузырей). Выдуйте пузырь себе на ладошку. Какой он?
Вывод: если в мыльную воду подуть из трубочки, то появятся крупные пузыри.
Физпауза.
Двенадцать мыльных пузырей (рисуют руками маленькие круги,
Двенадцать радужных друзей (рисуют руками радугу,
Двенадцать круглых толстяков (гладят свой живот,
Двенадцать милых добряков (улыбаются друг другу,
Летят по воздуху гурьбой вполне, довольные собой (имитация полёта,
Но вдруг один чихнул «Апчхи»! и разлетелся на клочки (первый пузырь присел,
«Эй, первый, будь здоров старик!»,-сказал второй и лопнул вмиг (присел второй,
За ним и третий звонко «Бах» (присел третий,
Четвёртый «Чпок», и пятый «Ах» (присели 4-й и 5-й,
Шестой, седьмой, восьмой «О-оп» (присели 6-й, 7-й,8-й,
Девятый «Бац», десятый «Хлоп» (присели 9-й, 10-й,
Вдохнул одиннадцатый «Ох, какой у нас переполох» (присел 11-й,
И вот последний мыльный пупс, пожав плечами, лопнул «Упс» (присел 12-й).
- А теперь возьмите петельку для пузырей, опустите её в мыльную воду и медленно дуньте в неё. Получились мыльные пузыри? Нет. Тогда давайте попробуем налить в воду жидкое мыло. (карточка-символ «бутылочка»). Воспитатель взбивает венчиком жидкое мыло для рук. Дети пробуют выдуть пузыри. И снова не получается. Окунув петельки в воду с взбитым жидким мылом для мытья посуды, дети наконец выдувают из петельки мыльные пузыри. Вывод: мыльные пузыри получились с помощью жидкого мыла для мытья посуды.
-Ребята, мы справились с заданием? Поиграйте с мыльными пузырями. «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не лопайся», «Полетели пузырьки, лёгкие, как мотыльки. С ними можно поиграть, половить и полетать».
-А теперь давайте поиграем мячом и вспомним всё, о чём сегодня узнали. Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаё т вопрос:
-Какое бывает мыло?
-Каким мыло становится в воде?
- Что будет, если мокрую и намыленную губку отжать в воду?
Для чего нужно мыло?
Все микробы и бациллы, как огня боятся мыла. Нужно руки с мылом мыть. Чтоб здоровенькими быть. Знают дети все вокруг- мыло наш надёжный друг!
-Вам понравилось делать опыты? Что больше всего понравилось? Мне понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь. У вас получилось помочь Деду Морозу. Он скажет вам спасибо и подарит на Новый год интересные подарки. Вы все молодцы.