Марина Клюева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа:
- обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдение за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;
- изготовление вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- 2 подноса;
- салфетки бумажные (по количеству детей);
- апельсин;
- таблички с цифрами на столах для опытов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно ребята, это воздух сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого у нас есть лаборатория.
(подходят к лаборатории)
Домовенок Кузя (появившись из-за печки) Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе
Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Подожди, подожди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловит воздух?
Для этого ребята давайте подойдём к столу под №1
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пустой
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешочке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Кузя смотри какой можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется был надувной матрас! А еще я у детей видел спасательные круги!
Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать?
Воспитатель: Конечно Кузя!
Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух А вот интересно, в внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете. Давайте проверим!
Для этого давайте подойдем к столу под №2
Воспитатель: Ребята, подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит делаем вывод: воздух внутри нас есть. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузыри еще можно пускать
Дети: Мыльные
Воспитатель: Правильно ребята.
Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри нас. Но как он попадает к вам? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы это увидеть, давайте подойдём к столу под №3. Возьмите салфетку и поднесите к носу и подышите носиком.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно сделать ветер? Я вам подскажу. При помощи веера, которые мы с вами изготовили раньше. Давайте подойдем к столу под №4
Воспитатель: Ребята, Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда мамы пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.
И чтобы проверить это давайте подойдем к столу под №5.
(воспитатель берет апельсин и чистит его).
Кузя: Ой-ой-ой! Как апельсином запахло! Не хочу этот запах. Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что, ты Кузя! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Ребята, давайте закроем носики, и попробуем не дышать
Воспитатель: Вот видите, вы не смогли без воздуха даже одной минуты!
Ребята, какой можно сделать вывод: «Что всему живому необходим воздух».
Воспитатель: Кузя, если тебе не по нраву запах апельсина, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.
Кузя: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: Кузя и ребята то же узнали много нового о воздухе.
Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали о воздухе?
Дети: Что воздух бесцветный, поэтому, мы его не видим, и чтоб его увидеть его надо поймать;
Что воздух легче воды, и воздух есть внутри пустых предметов;
И, что воздух есть внутри людей;
Без воздуха ничто живое не может жить.
Кузя: А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи;
А еще наконец-то я узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
Ребята! Мне очень понравилось у вас на занятии, и я приготовил для вас подарки (достает из-за ширмы мыльные пузыри для каждого ребенка).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами попробуем их попускать.
(Дети пускают пузыри).
Воспитатель: Ребята внутри этих пузырей тоже есть воздух. И поэтому пузыри –летают.
Кузя: Ребята, спасибо вам за то, что вы помогли мне понять, что такое воздух. Пойду расскажу своим друзьям, все что узнал сегодня. (дети прощаются)
Воспитатель: И нам ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте, мы с вами оденемся и пойдем на улицу дышать свежим воздухом.