ЕЛЕНА БРОСОВА
Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ООД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ТЕМА: «Воздух и его свойства»
Форма организации – по подгруппам, в группе.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: Познакомить детей с воздухом. Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать детям понятие, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, холодный, теплый воздух легче воды. Опытным путем закрепить знания детей о воздухе.
Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, ориентировку в пространстве, наблюдательность.
Воспитательные : Воспитывать интерес, к исследовательской деятельности, наблюдательность. Выполнять принципы здоровьесбережения через дыхательную гимнастику и смену деятельности детей. Активизировать и обогащать словарный запас детей: воздух невидимый, бесцветный. Воздушный транспорт, лаборатория.
Предварительная работа: изготовление веера, пускание мыльных пузырей.
Материал: Демонстрационный: иллюстрация воздушного шара (надутого и сдутого, иллюстрация транспорта «самолет, вертолет», аквариум с водой, стакан, салфетка, флажки синего и красного цвета, клеенка, поднос. Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, баночки с мыльными пузырями.
Организация и методика проведения занятия.
Дети за воспитателем входят в комнату и встают полукругом.
Воспитатель : ребята, сегодня у нас будет не простое занятие, вы будете настоящими исследователями. А что будет предметом ваших исследований, узнаете, отгадав загадку:
Такой большой
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю.
(Воздух)
Воспитатель : Что это?
Дети: Это воздух.
Воспитатель : Правильно сегодня нам с вами предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты.
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель : У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Давайте пройдем туда и сядем за столы. Дети проходят и садятся за столы.
Воспитатель : Но прежде, чем приступить к проведению опытов, давайте вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем.
Дети делают глубокий вдох и выдох.
Воспитатель : Как вы думаете, что мы вдохнули?
Дети: Мы вдохнули воздух.
Воспитатель : А что такое воздух? И можно ли его видеть?
Дети: Воздух увидеть, нельзя, потому что он прозрачный, не виден.
Воспитатель : Воздух прозрачный, значит через него все видно. А что еще бывает прозрачным?
Дети: Прозрачными бывают окна, аквариум, стаканы, банка, стекло.
Воспитатель : Давайте с вами внимательно посмотрим и найдем прозрачные предметы в комнате.
Дети осматривают комнату.
Дети: В зале прозрачные стекла в окне, аквариум.
Воспитатель : Молодцы, правильно
Воспитатель выставляет на доску 2 картинки на одной изображен надутый шар, а на другой сдутый.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это воздушные шарики.
Воспитатель : Скажите мне пожалуйста одинаковы ли эти шарики?
Дети: Нет, шары разные. Один надутый, другой сдутый.
Воспитатель : Посмотрите внимательно. Видите шарик, который надутый он веселый, радостный, улыбается, а шарик, который сдутый, грустный.
Воспитатель : что нам нужно сделать чтобы и второй шарик улыбался. Был веселый и радостным?
Дети: Нужно надуть его.
Воспитатель : Правильно. Давайте все встанем и надуем шар.
Здоровьесберегающая технология дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой «Надуваем шар»
Дети выполняют гимнастику. Воспитатель меняет картинку сдутого грустного шарика на надутый-веселый шарик.
Воспитатель : Молодцы ребята!
Посмотрите теперь и второй шарик тоже улыбается.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что мы вдохнули в шар?
Дети: Мы вдохнули в шар воздух.
Воспитатель : Молодцы, правильно!
Воспитатель показывает детям баночку с мыльными пузырями.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что это у меня в руках (на подносе?
Дети: У вас в руках мыльные пузыри.
Воспитатель : Правильно, давайте с вами немного поиграем, попробуем надуть мыльные пузыри.
Дети выходят на ковер и встают в круг. Воспитатель раздает баночки с мыльными пузырями каждому ребенку.
Воспитатель : давайте сделаем глубокий вдох и медленно выдохнем в колечко. И тогда посмотрим, что у нас получится.
Дети дуют мыльные пузыри. Воспитатель читает стихотворение:
-Осторожно - пузыри!
-Ой какие!
-Ой смотри!
-Раздуваются!
-Блестят!
-Отрываются!
-Летят!
-Мой- со сливу!
-Мой с орех!
-Мой- не лопнул дольше всех!
И следит за игрой детей.
Воспитатель : Молодцы, ребята, посмотрите, как много красивых мыльных пузырей у нас получилось. А сейчас давайте поставим мыльные пузыри на поднос и сядем за столы. Дети проходят и садятся за столы. Воспитатель следит за тем, как дети садятся за столы, напоминает о том. Что сидеть нужно правильно.
Воспитатель : Ребята, что мы с вами делали, когда надували мыльные пузыри. Дети: Надувая пузыри, мы выдыхали воздух.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздух может быть как теплым, так и холодным? Давайте это проверим.
Воспитатель : Вспомните. Как мы согреваем руки зимой - делаем руки лодочкой и дуем на них.
Дети выполняют задание.
Воспитатель : Какой был воздух?
Дети: Воздух был теплый.
Воспитатель : А летом. Когда очень жарко люди машут на себя веером. У вас на столе лежат веры, возьмите их и помашите на себя.
Дети выполняют задание.
Воспитатель : А теперь, какой был воздух?
Дети: Воздух был холодным.
Воспитатель : Таким образом, мы можем сделать вывод, что воздух бывает холодным и теплым.
Воспитатель : Послушайте загадку:
Через нас проходят в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Это воздух.
Воспитатель : Мы с вами говорили о том, что воздух невидим, а что бы в этом убедиться я предлагаю вам провести опыт.
Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают. Воспитатель берет в руки стакан.
Воспитатель : Ребята, как вы считаете этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь?
Воспитатель демонстрирует детям стакан затем кладет в стакан салфетку. Воспитатель : Ребята, посмотрите. Что в стакане? Дети: в стакане салфетка. Воспитатель : Как вы думаете, кроме салфетки есть ли еще что-нибудь?
Дети: Нет.
Воспитатель : Давайте мы это сейчас проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и опускает его в аквариум с водой.
Воспитатель : Как вы думаете, попала ли вода в стакан? Намокла ли салфетка? Внимательно смотрите и сейчас ответите. Что получилось. Воспитатель вынимает стакан из аквариума и показывает детям салфетку.
Воспитатель : Дайте ответ, что получилось?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает дополнительные вопросы:
Воспитатель : Какая салфетка? Дети: салфетка сухая.
Воспитатель : Почему она осталась сухой?
Дети: В стакане есть воздух, вот он и не пускает туда воду.
Воспитатель : Молодцы, правильно. С помощью этого опыта мы убедились, что воздух прозрачный. Невидимый.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете воздух легче воды или тяжелее.
Дети: Воздух легче воды.
Воспитатель : А чтобы в этом убедиться давайте проведем следующий опыт. У вас на столах лежат соломинки и стоят стаканчики с водой. Возьмите соломинку и опустите ее в стаканчик с водой и потихонечку подуйте. Дети выполняют задание.
Воспитатель : Что вы наблюдаете?
Что вы видите в стакане?
Дети: В стакане появились пузырьки.
Воспитатель : Правильно, воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.
Воспитатель : Так почему пузырьки воздуха поднимаются вверх?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Умнички.
Воспитатель показывает иллюстрации самолета и вертолета.
Воспитатель : Ребята посмотрите пожалуйста и скажите, какой транспорт здесь изображен.
Дети: Изображен воздушный транспорт.
Воспитатель : А почему его называют воздушным. Потому что он летает по воздуху.
Воспитатель : Правильно, молодцы давайте с вами немного поиграем. Представим что мы самолеты.
Дети выходят на ковер и встают в рассыпную.
Воспитатель объясняет правила игры.
Воспитатель : Вы ребята, будете летчиками. Летчики готовятся к полету. По моему сигналу: «К полету - готовься» летчики заводят мотор. Как только я подниму голубой флажок вверх и скажу:- Летите! Летчики поднимают руки в стороны и летят в рассыпную в разных направлениях. Когда я подниму красный флажок вверх и скажу «на посадку» вам нужно остановиться и опуститься на одно колено.
Проводиться игра «Самолеты» 2-3 раза.
По окончании игры дети возвращаются за столы.
Воспитатель следит за тем, чтобы все дети сели правильно. Следит за осанкой детей.
Воспитатель спрашивает детей :
Воспитатель : Ребята, скажите мне пожалуйста, какие опыты мы с вами проводили?
Если затрудняются, задаю вопрос.
Воспитатель : Мы можем сделать вывод. Что воздух есть везде?
Дети: Да.
Воспитатель : С помощью какого опыта мы в этом убедились?
Дети: Мы убедились, когда опускали стакан в аквариум с водой.
Воспитатель : Ребята, скажите мне пожалуйста, что интересного было на занятии? Что вам запомнилось больше всего? Что вам понравилось?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Дает оценку занятия.
Воспитатель : Мне очень понравилось как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. А сейчас наше занятие закончено. Давайте встанем и пройдем в группу.