Корнилова Наталия
Конспект ООД по речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по речевому развитию
Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Возраст: 5 - 6 лет
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи
Задачи:
Виды задач
1. Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Одежда, Обувь, Головные уборы“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Расширять и обогащать словарный запас детей по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»;
• Уточнять обобщающие понятия «обувь», «одежда», «головные уборы».
• Совершенствовать грамматический строй речи (образование и правильное
использование падежных конструкций; образование и употребление сложноподчиненных предложений);
• Совершенствовать умение подбирать антонимы;
• Формировать желание высказать свое мнение при обсуждении;
• Упражнять в использовании в самостоятельной речи предлогов;
• Закреплять образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное
2. Развивающие:
• Развивать память, воображение мышление, творческое воображение;
• Развивать произвольное внимание. Работа по развитию самоконтроля.
• Совершенствовать слуховое внимание и память;
• Развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;
• Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
• Развивать общую, мелкую и пальчиковую моторику. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое
3. Воспитательные:
• Воспитывать умение работать в коллективе;
• Воспитывать бережное отношение к обуви, одежде, головным уборам.
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе.
• Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь, развитие эмпатии. Речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Предварительная работа:
Беседа на тему одежда.
Рассматривание одежды, обуви, головных приборов во время одевания на прогулку.
• Чтение: К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
• Рассматривание одежды, предметных картинок на тему «одежда»
• Раскрашивание картинок.
• Отгадывание загадок про одежду.
• Рассматривание различных видов ткани.
Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок.
Проведена сюжетно-ролевая игра «Магазин «Одежда», «Ателье».
Оборудование и материалы к НОД:
демонстрационный материал по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»; раздаточный материал (картинки); мяч; бинокль;
кукла Стёпка-Растрёпка, детская мебель, разрезные картинки.
Методы:
- словесные (рассказ, беседа, вопросы, дискуссия, ответы на вопросы);
- наглядные (предметные картинки)
- практические (решение поблемных ситуаций)
Приёмы:
сравнения, дидактические игры, пальчиковые игры, прослушивание музыки
Формы организации:
коллективные, индивидуальные
Формы организации совместной деятельности.
Беседа,, рассматривание иллюстраций, дидактические игры
Ход ООД:
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся! А теперь поздороваемся с нашими гостями и тоже им улыбнемся! Садитесь на стульчики. Сели все удобно. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».
Жили-были в домике маленькие гномики: Сжимаем и разжимаем кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибаем пальчики, начиная с больших
Раз, два, три, четыре, пять - пальцев.
Стали гномики стирать. Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев.
Токи – рубашки, Трём кулачки друг о друга.
Пики – платочки, Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Ребята, скажите одним словом, как называются вещи которые стирали гномики? Одежда.
Сегодня мы с вами поговорим об одежде, обуви, головных уборах
Раздается фонограмма детского плача.
- Ребята, как вы думаете, что это за звук?
- Кто же может так громко плакать?
На столе кукольная мебель, разбросанная кукольная одежда, обувь и кукла Степка-Растрепка.
Педагог подносит куклу к уху.
- Ребята, это Степка-Растрепка. Он собрался на прогулку, но его с собой не взяли. Он не понимает почему?
Дети объясняют, что причина в том, что Степка не правильно одет.
- Что помешало Степе правильно одеться и быстро собраться на прогулку?
Обратить внимание на беспорядочно разбросанную одежду. Подвести детей к пониманию причины.
- Как мы можем помочь Степе?
1. Игра с предлогами
- Где шарф?
- Где шапка?
- Где рукавичка?
- Где ботинок?
- Откуда виднеется ботинок? (на диване, под стулом, на столе, из-за кресла и т. д.)
(Воспитатель вновь прислоняет куклу к уху)
- Ребята, Степа, спрашивает, а можем ли мы помочь разобрать найденные вещи?
Классификация (по обобщающим понятиям) «Развитие умения использовать интонацию перечисления», «Образование притяжательных прилагательных»
- Как мы будем складывать все в шкаф.
Классифицировать по: одежда, обувь, головные уборы
Дети полным предложением комментируют свои действия.
- Что на верхней полке оказалось? (шапка и берет)
- Какое у них общее название? (головные уборы)
- Если шапка и берет, связаны из шерсти, то они какие? (шерстяные)
- Что на нижней полке оказалось? (сапоги и тапки)
- Какое у них общее название? (обувь)
- Если подошва у сапог, сделана из резины, то она какая? (резиновая)
- Что на средней полке оказалось? (кофта, штаны, шуба)
- Какое у них общее название? (одежда)
- Если шуба сделана из меха, то она… (меховая)
Воспитатель:
- Наш Степа озорник: у него есть бинокль, он предлагает нам поиграть с ним наоборот. Как вы думаете, если мы перевернем бинокль и посмотрим в него наоборот, какими мы увидим предметы? (маленькими)
3. «Назови ласково» игра с биноклем.
-Конечно, одежда превратится в маленькую, и поэтому мы будем называть её ласково.
Пальто – пальтишко Пояс – поясок
Свитер – свитерок Плащ – плащик
Воротник – воротничок Брюки – брючки
Карман – кармашек Рубашка – рубашечка
Платье – платьице Туфли – туфельки
Пальто – пальтишко Сапоги – сапожки
Кепка – кепочка Шапка – шапочка
Штаны – штанишки Панама – панамочка
(кофта - кофточка, носки-носочки, туфли - туфельки, шорты — шортики, куртка—курточка, футболка — футболочка, шуба — шубка, юбка - юбочка).
4. Динамическая пауза
Упражнение «Детали одежды, головных уборов».
В. Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, головных уборов. (деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина; детали головных уборов – поля, козырек, помпон, завязки.)
А я знаю одну музыкальную игру со шляпой. Хотите поиграть? Вставайте в круг.
Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаете по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает ее на голову и называет детали одежды.
В. Молодцы ребята. А сейчас приглашаю вас за столы. Проходите пожалуйста, и садитесь.
5. Дидактическое упражнение. «Что будет, если.»
- В каждое время года мы надеваем одежду соответствующую сезону.
Летом - летнюю одежду,
осенью -…одежду,
зимой - …одежду,
весной –… одежду (ответы детей).
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то.». Поощряется оригинальность ответов.
• Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет.
• Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? То зимой можно замерзнуть и заболеть.
• Что будет, если в дождь обуться в тапочки? То в них промокнут и замерзнут ноги.
• Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар.
• Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть.
• Что будет, если в мороз гулять без варежек? То руки можно отморозить. В осенних ботинках? От можно ноги отморозить. В кепке?
(Воспитатель подносит куклу к уху)
- Ребята, Степа сообщил о том, что ему снова нужна наша помощь. Он шалил разрезал мамин журнал.
Воспитатель показывает фрагменты.
- Понятно ли, что было на страницах журнала? (нет)
- Как мы можем помочь? (Сложить)
- Возьмите картинки и листы картона. Займите удобные места.
Работа с разрезными картинками
- Кто изображен на картинках? (мужчина, женщина, девочка, мальчик)
- Одинаковая ли одежда и обувь у детей, у мужчин и у женщин?
У женщин - какая? (женская)
У мужчин - какая? (мужская)
У детей - какая? (детская)
5. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Обувь».
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли,
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
Рефлексивный этап (подведение итогов)
Воспитатель: снова подносит к уху куклу.
- Ребята, Степа говорит, что очень нам благодарен, за то, что мы его научили.
- Чему вам больше всего понравилось учить Степу?
- Какие задания вам труднее всего было выполнять?
Воспитатель:
- Пришло время прощаться, со Степой. Что мы ему пожелаем? (ответы детей)
- До новых встреч!