Ольга Нестерова
«Путешествие в страну сказок». Конспект ОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: "Путешествие в страну сказок»
для детей старшего дошкольного возраста"
Подготовил: Нестерова О. С.
Елец 2024
Цель: формировать умение проявлять находчивость, сообразительность, нестандартное мышление, основанное на Теории Решения Изобретательских Задач.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей составлять загадку с помощью опорной модели;
- закрепить знание детьми сказок и их названий, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные;
- развивать умение составлять цепочку-рассказ, придумывать слова-рифмы;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в умении находить загаданный предмет с помощью наименьшего количества вопросов, сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их значений загаданного объекта;
- совершенствовать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны и аргументировать свои ответы.
Развивающие:
-развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
-воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, яблонька, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мёд, игрушка-лягушка, фланелеграф, модель для составления загадки, аудиозапись, макет сказочной поляны.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, авторских сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку», «Да-нетка», «Наоборот»
Ход ОД:
Организационный момент
(звучит музыка «В гостях у сказки»)
(входят гости и передают письмо и посылку-сюрприз по просьбе детей воспитатель открывает и читает:)
«Дорогие ребята!
Приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну сказок.
Я приготовила интересные задания, они прилетели к вам с осенними листочками.
Если вы справитесь со всеми – вас ждёт сюрприз.
Желаю удачи!»
Фея сказок.
Воспитатель: - Вам интересно, что за сюрприз приготовила Фея сказок? Когда мы сможем его увидеть?
Дети: когда выполним задания.
Воспитатель: - Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Сказка – это чудо
Сказка – это занимательный рассказ, приключения.
Воспитатель: - Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые.
- А вы любите сказки? (Да) - Тогда отправляемся в путешествие!
Основная часть
Воспитатель: - Ребята, а вот и 1 задание: Волшебные голубые и белые ленты превратятся в облака и перенесут вас в сказочную страну, если вы назовёте сказки в названии которых есть число.
Ответы детей:
- Два жадных медвежонка
- Три медведя
- Три толстяка
- Три поросёнка
- Белоснежка и семь гномов
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- Двенадцать месяцев
- Цветик - семицветик
- Волк и семеро козлят
(звучит песня «Облака белогривые лошадки» дети берутся за края лент идут по кругу.)
Воспитатель: - Ребята, лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А какие звери живут в лесу?
Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.
Воспитатель: - Загадаю вам загадку:
На собаку он похож, что не зуб - то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
Воспитатель: - Какой в сказках бывает волк?
Ответы детей: злой, зубастый, голодный….
Воспитатель: - Вот 2 задание Феи: Назовите сказки в которых волк является героем?
Ответы детей:
- Лисичка- сестричка и серый волк
- Иван царевич и серый волк
- Волк и семеро козлят
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Красная шапочка
Воспитатель: - Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Фея предлагает поиграть в игру «Наоборот» - это будет 3 задание.
- Я буду называть слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Воспитатель: - Молодцы, ребята, много слов разных знаете.
Воспитатель: - Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой сказки?
Ответы детей: «Гуси – лебеди»
Воспитатель:- А около яблоньки ложка лежит «непростая, точёная ручка золочёная» - Из какой она сказки?
Ответы детей: «Жихарка»
Воспитатель: - Ребята, внимательно слушайте 4 задание: подумайте и составьте цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку.
- Я начну, а вы мне помогайте.
- В саду стояла яблонька, на которой
Дети: Висели вкусные и спелые яблочки
- яблочки были спелые и поэтому сами
Дети: Сами падали на землю
- так, как яблочки падали, бабушка
Дети: Бабушка их собирала
- собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка
Дети: Варила вкусное варенье
- варенье было такое вкусное, что внуки
Дети: Внуки ели его прямо ложками
Воспитатель: -Молодцы, ребята, хороший рассказ составили.
Воспитатель: -А, что там ещё под яблонькой стоит?
Ответы детей: Волшебный сундучок. А что там?
Воспитатель: - Чтобы узнать, что находится в сундучке мы выполним
5 задание. В этом нам поможет игра «Да – нет».
(дети называют признаки, которым обладает объект. Когда дети отгадают, сундучок откроется и из него вылетит шарик с комариками)
Воспитатель: - Из какой сказки этот шарик?
Ответы детей: сказка «Тараканище»
Воспитатель: - А кто написал эту сказку?
Ответы детей: Корней Иванович Чуковский
Воспитатель: - Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их (роза, велосипед, горшочек с мёдом)
-В какой сказке встречается роза?
Ответы детей: «Розочка и Беляночка», «Снежная королева».
Воспитатель: -В какой сказке встречается велосипед?
Ответы детей: «Тараканище»
Воспитатель. В какой сказке встречается горшочек мёда?
Ответы детей: «Винни Пух и все, все, все»
Воспитатель: - Слушайте внимательно 6 задание: В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.
(в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)
(в мёде хорошо то, что он вкусный, полезный, а плохо то, что если много съешь, заболит живот, или будет аллергия)
(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то, что можно упасть и получить травму) - Молодцы!
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, да здесь ещё кто-то спрятался!
Ответы детей: царевна-лягушка
Воспитатель: - Из какой сказки? («Царевна-лягушка»)
Воспитатель: - Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её.
Ответы детей: лягушка-хлопушка,
лягушка-подушка,
лягушка-хохотушка,
лягушка-попрыгушка,
лягушка-толстушка
Воспитатель: - Молодцы! И у нас последнее 7 задание: Расскажите загадку про лягушку. (Дети затрудняются)
Воспитатель: -Давайте с вами поучимся составить загадку про царевну-лягушку с помощью модели.
Что делает? Кто или что делает так же?
Прыгает Мяч
Ныряет Утка
Плавает Лодочка
Что прыгает так же, как лягушка — мяч.
Кто ныряет так же, как лягушка — утка.
Что плавает так же, как лягушка - лодочка.
- Вставим «слова – помощники» КАК, НО НЕ. - И у нас получилась загадка
Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?
Воспитатель: - Молодцы, выполнили все задания и вас ждёт сюрприз.
(в – ль открывает коробку, читает записку: «Ребята, дарю на память рисунки сказочных героев для альбома», (дети рассматривают, выясняют, что это кляксы)
Воспитатель: - Ребята, как обидно, рисунки Феи сказок превратились в кляксы. Что же могло произойти?
(дети предполагают и предлагают восстановить рисунки)
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга им нельзя!
(Дети дорисовывают кляксы)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Когда рисунки высохнут, мы оформим альбом. - Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
(звучит песня «Облака белогривые лошадки» дети берутся за края лент идут по кругу)
Воспитатель: - Каким было наше путешествие? (волшебным, сказочным, весёлым, интересным, трудным….)
– Какое задание было самым трудным?
- Ребята, теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок и расскажите дома о нашем путешествии.