Светлана Чугунова
Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы «По дорожкам радуги спешим в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание благоприятных условий для совершенствования речевых навыков и формирования предпосылок к обучению грамоте детей подготовительного возраста.
Задачи.
Образовательные:
1. Формировать навыки звуко-буквенного анализа односложного слова (выделять звуки в слове по-порядку, различать их на слух и по артикуляции, используя для их обозначения символы, давать им характеристику и обозначать их буквами).
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы „По дорожкам радуги спешим в школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Радуга, радужные идеи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Совершенствовать умение составлять предложения с опорой на 2 ключевых слова, слышать и исправлять речевые логические ошибки в предложении.
3. Обогащение словарного запаса относительными прилагательными по теме «Весна».
Развивающие:
1. Развивать связную речь детей, умение рассказывать стихотворение по ролям выразительно, с интонацией.
2. Развивать фантазию и творческие способности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, признакам времен года.
2. Вызвать положительный психологический настрой на обучение в школе.
Образовательная область:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма организации: подгрупповая.
Продолжительность: 30 минут.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картин с изображением радуги, беседа и рассказ об этом явлении природы, разучивание стихотворения и слов коммуникативной игры «Дружба».
Планируемые результаты: речевая активность детей, положительные эмоции в ходе проведения ООД (интерес, радость).
Необходимое оборудование и материалы:
1. Мультимедийная презентация.
2. Разноцветные конверты с заданиями.
3. Сигналы (красные и зеленые).
4. Кубики с буквами для звуко-буквенного анализа.
Ход ООД:
Орг. момент. Коммуникативная игра «Дружба».
К тебе я обращаюсь, друг.
Вставай скорее с нами в круг!
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом.
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!
Логопед: Давайте поделимся друг с другом не только счастьем и добром, но и настроением. Вы, наверное, слышали выражение «радужное настроение»? Как вы понимаете его значение? А чтобы вам легче было ответить на мой вопрос, рассмотрите, пожалуйста, фотографию, на которой изображена радуга. Итак, радужное настроение, какое оно?
(дети рассматривают фотографию радуги).
Дети: Это хорошее настроение, счастливое, веселое, радостное, полное надежд, приятных впечатлений, сказочное, удивительное, разноцветное.
Логопед: Правильно. Когда мы видим в небе красивую разноцветную радугу, мы, как будто, попадаем в сказку. Мы удивляемся радуге, любуемся ею, радуемся. В старину верили, что она приносит счастье. Ведь слово «радуга» похоже на слово «радость». В старину верили, что она приносит счастье. Увидеть радугу – очень добрая примета. Чтобы у нас у всех возникло радужное настроение, расскажите стихотворение Алексея Шмыкова «Где достала радуга семь своих цветов?»
(Дети рассказывают стихотворение по ролям).
Я увидел радугу: «Ай, да красота!
Кто ж тебя раскрашивал в разные цвета?»
Отвечала радуга: «Красный мой наряд
Разыгравшись, вечером подарил закат.
Желтым цветом солнышко осветило бок,
А зеленый дали мне роща и лужок.
Небо мне прибавило краски голубой,
Синий зачерпнула я из волны морской.
Ну, а фиолетовый я нашла в саду.
Там фиалки яркие каждый год растут.
«Где же ты оранжевый отыскала цвет?»
Улыбнулась радуга: «Это мой секрет!
Мне его жираф один, извинившись, дал,
Когда вдруг нечаянно рожками достал».
Логопед: Вот и радуга! Скажите, сколько у нее цветов? (У радуги 7 цветов). Чего еще бывает 7? (7 лепестков у цветика-семицветика, 7 дней недели, 7 музыкальных нот). Ребята, давайте вспомним все цвета радуги по-порядку. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Что за чудо - чудеса!
В гости радуга пришла и дорожки принесла.
Все дорожки непростые, разноцветные такие!
По дорожке тот пройдет – кто считает,
Много знает, всегда красиво говорит,
В первый класс перейти спешит!
Логопед: Ребята, а вы хотите пойти в школу? Тогда я вам предлагаю отправиться туда прямо по радужным дорожкам, а по пути показать все свои знания и умения. Согласны? Ой, что-то произошло, радуга исчезла. Как же вы теперь пройдете по радужным дорожкам и отправитесь в школу? Я даже не успела запомнить порядок расположения цветов радуги. Что же делать? Ребята, может быть вы вспомните?
Логопед: Смотрите, у меня цветные конверты. Их 7. Интересно, что это может означать? Кто догадался? (Цвета этих конвертов такие же, как цвета радуги). В каждом конверте задания, которые необходимо выполнить, но нужно выбирать конверты в определенной последовательности, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научилисьза целый год, и отправиться в школу? Давайте поможем радуге появиться как можно быстрее. Конверт какого цвета надо выбрать первым (Красный). (Открывают конверт красного цвета).
Логопед: В конверте загадка:
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там.
Ручей шумит, как водопад, скворцы в скворечники летят.
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
(Весна)
После какого времени года наступила весна?
Какое время года наступит после весны?
Сколько весенних месяцев вы знаете?
Как называется первый месяц? Второй? Третий?
Какой месяц идет сейчас?
Логопед: Молодцы! Вы правильно отгадали загадку и ответили на вопросы.
Вот и появилась красная дорожка радуги. Конверт какого цвета мы откроем следующим? (Оранжевый). В конверте сигналы зеленого и красного цветов. Давайте поиграем в игру «Бывает – не бывает». Внимательно послушайте предложение о весне. Если вы согласны с моим высказыванием, то поднимайте сигнал зеленого цвета, а если не согласны, то сигнал красного цвета.
Вот и наступила весна.
Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульку, начался листопад.
День становится длиннее, а ночь – короче.
Весной набухают почки на деревьях.
Возвращаются зимующие (перелетные) птицы.
Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, медведи, пчелы.
Вот-вот расцветут первые цветы: колокольчики (подснежники).
Логопед: Молодцы, ребята! С этим заданием вы успешно справились! Конверт какого цвета выберем следующим? (Желтый конверт). Давайте подберем к слову «весна» слова-признаки, назовем, какая весна?
(Дети подбирают слова-определения и кладут свои ладошки на ладонь логопеда).
Весной светит солнце, значит весна какая? – Весна солнечная.
Весной становится тепло, значит весна какая? – Весна теплая.
Весной зеленеет травка, распускаются зеленые листочки, значит весна какая? – Весна зеленая.
Весной звенят ручейки, звенит капель, значит весна какая? – Весна звонкая.
Мы долго ждали весну, значит весна какая? – Весна долгожданная.
Все радуются приходу весны, значит весна какая? – Весна радостная.
Весной расцветают первые цветы, значит весна какая? – Весна цветущая.
На что похожа сделанная нами фигура? (На солнце).
Логопед: Молодцы, ребята! Вот появилась желтая, как солнце, дорожка радуги. А мы открываем конверт … цвета. А в нем 7 музыкальных нот. Значит, можно вместе с весенним солнышком повеселиться и порезвиться. Давайте сделаем веселую зарядку. (Дети выполняют физминутку под музыку).
Логопед: Конверт какого цвета нужно выбрать следующим? (Голубой конверт). Из чего состоят слова? Чем звуки отличаются от букв? Давайте послушаем звуки в слове «МАРТ» и дадим каждому звуку характеристику. (Дети дают характеристику звукам по-порядку и выстраивают схему слова «МАРТ» из кубиков). Сколько звуков в слове «МАРТ»? Сколько согласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько частей (слогов) в слове? Как вы это определили? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов).
Логопед: Вот и осталось всего 2 конверта. Конверт какого цвета нужно открыть? (Синий конверт). Ребята, следующее задание. Нужно составить предложение о весне, в котором должны быть названные мной 2 слова. Слова необходимо изменять для того чтобы предложение было красивым и правильным. Не забывайте использовать слова-признаки по теме «Весна». Начните предложение со слова «весной».
Например: крыша – сосульки. Весной с крыши капают длинные сосульки.
деревья – почки
ветки – листья
теплые страны – птицы
птицы – гнезда
проталины – подснежники
земля – ручьи
животные – детеныши
(Дети составляют предложения).
Логопед: Вот остался последний конверт. Какого он цвета? (Фиолетовый конверт). Что удивило вас сегодня? Что больше всего запомнилось? О чем вам захочется вечером рассказать родителям? Детям вручаются памятные школьные принадлежности (блокноты, ручки, находящиеся в конверте. Появилась последняя дорожка радуги. Это значит, что мы собрали нашу радугу. Вы были сегодня сообразительными, дружными, показали свои знания. Вы готовы шагнуть в новую волшебную страну, которая называется ШКОЛА.