Людмила Адякина
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Модификация русской народной сказки «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила воспитатель: Адякина Людмила Геннадьевна
I квалификационная категория
Цель: изменить сказку, придумав новую ситуацию, помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели.
Задачи:
Побуждать детей определять объекты, изображённые на картине, и схематизировать их; изменение сказки, придумав новую ситуацию: как репка спасла деда.
Обогащать активный словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в младшей группе, Модификация русской народной сказки „Репка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Репка»
- Темочки
Совершенствование грамматического строя речи ; развитие логического мышления, творческого воображения, повышения активности и самостоятельности; развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми;
Воспитывать чувство уважения слушать педагога и ответы других детей, формировать умение не перебивать товарища.
Систематизировать и расширять опыт коллективной работы.
Методы:
Методы, повышающие познавательную активность: овладение детьми методом «Системный оператор» описание объектов через различные органы чувств, пересказ, группировка и классификация, применение метода «наглядного моделирования», рассматривание.
Методы вызывающие эмоциональную активность: придумывание сказок; игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны, моделирование героев сказки «Репка», дорисовывание.
Методы коррекции и уточнения детских представлений: беседа; вопрос – ответ.
Методы речевого развития : рассматривание картины, иллюстрации к сказкам, работа с разрезными картинками, чтение и рассказывание художественных произведений, рассказывание с опорой и без опоры на наглядный материал, придумывание сказок.
Методы физического развития : проведение упр. в игровой форме.
Материал и оборудование:
-сюжетная картина «Репка»;
-раздаточные картинки (формат А4) русских народных сказок;
-наголовники героев сказки «Репка»;
-игрушка-мышка;
-канат;
-карточки с моделью героев сказки «Репка», (формат А4);
-цветные маркеры;
-цветные карандаши;
-мольберт;
-мультимедиа;
Предварительная работа:
-метод «Системный оператор» дедушка, бабушка, репка;
-моделирование - репки (пространственное расположение, среда обитания, величина, цвет, форма, вкус, запах);
-чтение сказки;
-рассматривание иллюстраций сказки «Репка»;
-настольный театр по сказке «Репка»;
-CD-проигрыватель (прослушивание сказки «Репка»).
Взаимодействие с другими направлениями:
Познавательное развитие : помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделей, учить определять объекты на картине,
Социально-коммуникативное: участие в беседе, диалоге.
Придумывание новой ситуации сказки, развитие логического мышления, зрительного внимания, творческого воображения, повышения активности и самостоятельности; развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми; развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Речевое развитие : развитие связанной речи, совершенствование грамматического строя речи;
Физическое: становление и обогащение двигательного опыта воспитанников во время проведения физ. минутки.
Художественно-эстетическое: моделирование героев сказки «Репка»; дорисовывание;
Форма проведения: совместная деятельность.
Индивидуально - дифференцированный подход:
с высоким уровнем - рассуждения о спасении дедки;
Арина К, Даша Л, Настя Д, Полина М,
со средним уровнем последовательное составление сказки. Алёна Р, Полина П, Соня Р, Настя У.
Продолжать учить рассуждениям и последовательности составления сказки Настя С, Мира Л.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
Вос-ль: Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе. Кто это? (показывает мышку, которая передвигается).
Дети: Мышка.
Вос-ль: Ребята мышка разволновалась, увидела вас, как много. Давайте успокоем её. Скажем ей, какая она хорошая.
Дети: маленькая, серенькая, мягонькая, тёпленькая, шустрая, добрая, пугливая.
Вос-ль: Ребята мышка, что-то хочет сказать (берёт мышку на руки). Послушайте, что прошептала мышка. Пока она спешила, убегала от кошки порвала фотографию. Вот беда! Что будем делать ребятки?
Дети: Нужно мышке помочь?
Вос-ль: Ребята нам нужно собрать фотографию, тогда мы увидим, что хотела нам показать мышка.
Дети сидя за столами рассматривая картинки собирают фотографию.
(На каждую пару детей на столе разрезная картинка (формата А 4, которую дети собирают должны оказаться лишние две картинки)
Вос-ль: ребята посмотрите вот это да, фотография оказывается волшебная (внимание на доску) она отразилась на доске. (Дети встают из-за столов и проходят садятся или стоя у доски рассматривают картину).
Рассматривание картины «Репка». Беседа по ней.
Вос-ль: Рассмотрите, внимательно из какой сказки эта сюжетная картинка?
Дети: Сказка «Репка».
Вос-ль: - ребята, а какие предметы и герои помогли тебе дать правильный ответ (что это сказка «Репка»).
Дети: - на картине репка, дедушка, бабушка, мышка, жучка, кошка, внучка, огород.
Вос-ль:- а как вы думаете, где происходит действие? В какое время года?
Дети: - в огороде, в саду, около дома, на даче. Лето, потому что репка поспевает в начале июня, солнышко светит, травка зелёная, свежая, молодая цветы цветут, яблоки на дереве, небо голубое, светлое, высокое, на дереве зелёные листики, легко одеты.
Вос-ль: Что делают герои сказки, ухватившись друг за друга?
Дети: - пытаются вытащить репку, тянут репку из земли, рвут репку, дёргают.
Вос-ль: - а репка какая?
Дети: -жёлтая, большая, большая - пребольшая, вкусная, сладкая, сочная, огромная, твёрдая, жёсткая, крепкая.
Вос-ль: - в каком порядке они стоят?
Дети: - выстроились в ряд друг за другом, построились друг за другом.
Дедушка впереди, бабушка сзади, девочка за бабушкой.
Вос-ль: - а по какому принципу они выстроились в ряд?
Дети: - от самого большого до самого маленького, от самого сильного к слабому, от самого старого к самому юному.
Вос-ль: - вспомните, кого позвал на помощь дед, чтобы вытащить репку, и почему.
Дети: - дед - основная сила в доме, хозяин в доме, а бабка его помощница, поэтому тянуть репку он позвал первой её, бабка большая как и дедушка внучка же поменьше.
Вос-ль: - а во что одет дед, бабка, внучка? Назови предметы одежды?
Как ты думаешь, одежда у бабушки современная или старинная? Это будничная одежда или праздничная?
Дети: - на дедушке одета рубашка, штаны, лапти. Платочек, платье, фартук, лапти. Бантик у внучки, сарафан, кофточка, косичка, лапти. У бабушки одежда старинная, носили в старину давно. Сейчас такую не носят, одеваются по- современному. Одежда будничная, повседневная одевает каждый день, а праздничная только на праздник.
Вос-ль: - сколько героев тянули репку? Сколько человек тянули репку?
Дети: шесть героев тянули репку. Три человека тянули репку.
Вос-ль: Можно ли сказать про всех тянущих репку, что это дружная семья, одна команда?
Дети: - Семья дружная потому - что они тянут репку вместе, они живут в одном доме, они весёлые, добрые.
Вос-ль: - Можно ли сказать, что мышка сильнее тех, кто тянул репку перед ней, - деда, бабки, внучки, Жучки и кошки?
Дети: - нельзя, маленькая очень, она просто помогла своим друзьям, когда все вместе дружно, то всё получается, трудное дело надо всегда вместе браться – и тогда всё получится, как ты думаешь?
Физминутка
Вос-ль: ребятки пришло время немножко отдохнуть! Посмотрите перед вами лежат наголовники из которых вам нужно взять необходимый соответствующего тематике нашего занятия.
Дети: берут наголовники героев сказки. (несоответствующие тематике наголовники (лиса, медведь, колобок) оставляют.
Игра «Перетягивание каната»
(Взять толстую верёвку и разбившись на две команды одна команда «Репка», вторая – «Дедка - бабкажучкакошкамышка» с одинаковым количеством участников, постарайтесь перетянуть верёвку друг у друга.
Вос-ль:
Так, может быть сказка «Репка» совсем не о репке, а о том, что за трудное дело нужно всегда вместе браться - и тогда всё получится, как ты думаешь.
Дети: - Сказка о репке, дедушке помогли вытащить репку, так как выросла большая – пребольшая и один он бы не справился. Сюжетная картина нам показывает то, что удаётся сделать всем вместе и что не получится у одного, двух, трёх.
Вос-ль: - А давайте поразмышляем, что могло бы произойти потом. После того как репку вытащат, наверное, будет пир- угощение из репки, не случайно выросла она «Сладка» и Крепка».
Дети: Бабушка напечёт пироги из репки с яичком или капустой и пригласят всех гостей из других сказок. Гости будут нахваливать, хороша, вкусна репка, сочна, сладка.
Вос-ль: - Вот так дружно они жили.
А теперь ребята давайте придумаем новый сюжет сказки. С каких слов мы начнём начала нашего рассказа?
Дети: «как-то раз», «однажды», «давным – давно», «жили были», «в некотором царстве», «дело было», «однажды».
Дети: И вот однажды дед из леса домой возвращался и не заметил, как забрёл в глухое болото.
Вос-ль: Стал дед тонуть. Самому выбраться трудно, старый уже. Начал дед кричать, на помощь звать. Прибежала бабка, схватилась за дедку, тянет - потянет, вытянуть не может. Села бабка на пенёк и заплакала, не знает, что ей делать.
- Ребята, подскажите бабке, как помочь её горю?
Дети: (позвать внучку).
Вос-ль: - Прибежала внучка. Внучка за бабку, бабка за дедку, тянут потянут,
вытянуть не могут. Что же делать им дальше?
Дети: (позвать Жучку).
Вос-ль: - Прибежала Жучка. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Что же делать им дальше?
Дети: (позвать кошку).
Вос-ль: - Прибежала кошка. Кошка за Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Как им дальше быть?
Дети: (позвать мышку).
Вос-ль: - Прибежала мышка. Мышка за кошку. Кошка за Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Устали все. Сели они и задумались, кто или что им может помочь. Как вы думаете, что им может помочь?
Дети: Репка, которую они вытащили.
Вос-ль: - А как она им может помочь?
Дети: (они съедят по кусочку репки, у них прибавится сил, в репке содержатся витамины, она сочна и крепка)
Вос-ль: - Молодцы. Побежала внучка, принесла репку, съели они по кусочку, сил у них прибавилось, и они опять за дело принялись. Тянут - потянут – вытащили дедку. Доволен дед, говорит: «Не зря я репку посадил, не зря вырастил, не зря мы её из земли вытащили. Спасла меня репка»
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и рассмотреть листки с нарисованными кружками.
Вос-ль: - Что вы видите на листке?
Дети: (Много кружков).
Дидактическая игра «Волшебник»
Вос-ль: - Ребята мышка предлагает нам сесть за столы и поиграть.
- Садитесь поудобнее рассмотрите листки с нарисованными кружками, что вы видите на листке?
Дети: (Много кружков.)
Вос-ль: - Поиграем в волшебников. Превратим их в героев сказки «Репка».
Первый кружок превратим в репку. Репка какая?
Дети: (Большая, желтая, круглая, сочная, крепкая, вкусная)
Воспитатель предлагает показать форму, размер жестами.
Вос-ль: - У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.
- Пришел дед репку тащить. Дед какой?
Дети: (Старый, усатый — дети жестами показывают усы)
Вос-ль: - Пришла бабка, бабка какая? Что у нее на голове?
Дети: (Бабка старенькая, на голове платочек)
Вос-ль: - А внучка какая?
Дети: (Маленькая, с бантиком)
Вос-ль:- Собачка, Жучка какая?
Дети: Хвост бубликом.
Вос-ль: Дорисуем, хвостик и сразу будет, понятно, что это собачка.
- Кошка, какая? Что у нее на головке?
Дети: (Ушки)
Вос-ль: Вот ушки, как уголочки. А вот острые усы. Так какая кошка?
Дети: (Серая, полосатая, мягкая, усатая, пушистая, ласковая, хитрая)
Вос-ль: - А мышка, какая?
Дети: (Маленькая)
Вос-ль: Что есть у мышки? Тоненький хвостик, как..
Дети: (ниточка).
Вос-ль: Дорисуем мышке хвостик.
Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей.
Репка большая, круглая с листочками. Дед старый, усатый. Бабка старенькая, на голове платочек. Внучка маленькая, с бантиком. Собачка Жучка хвост бубликом. Кошка серая, полосатая, мягкая, усатая. Мышка маленькая, у мышки тоненький хвостик, как ниточка.
Вос-ль: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, спасибо вам большое.