Галина Горбань
Конспект ОД по развитию речи «Зима» в старшей группе. Составление синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения составления дидактического синквейна.
Задачи:
1. Образовательные задачи: пополнять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима», работать над семантической стороной речи; упражнять в выделении наиболее главных качеств предмета; формировать умение составлять синквейн.
2. Развивающие задачи : развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, слуховое внимание, ориентировку по схеме, согласование речи с движениями.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Зима“ в старшей группе, Составление синквейна» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей, умение слушать собеседника не перебивая, формировать чувства партнерства и сотрудничества.
Оборудование: коробочка с видеописьмом, ноутбук, проектор, экран, части снежинки на магнитах, мольберт магнитный, конверты с заданиями, алгоритм для синквейна (ель, колонка с записью музыкальной физминутки,
Ход занятия:
I. Оргмомент: ритуал.
-1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех играть. Возьмитесь за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.
II. Основная часть:
1. Сообщение темы.
-Ой, что это у вас за коробочка?
-Читаю. Видеописьмо. Дети, а кто знает, что такое видеописьмо?
-Для кого оно? Читаю.
-Для вас видеописьмо. Откроем?
-Вот диск, на нем информация. Включаю компьютер.
-Дети, садитесь на стульчики.
(дети садятся на стулья)
На экране появляется Снежная Королева и говорит:
«Ха-ха-ха, я разбила все снежинки на мелкие осколки и разбросала их по свету. Вам никогда их не собрать. Но открою тайну. Собрать поможет только необычное стихотворение. Но вам с этим заданием не справиться. Ха-ха-ха»
-Дети, что нам поможет собрать осколки от снежинки? (необычное стихотворение)
-Как же так? Разве нам не нужен снег?
-Для чего нужен снег? (варианты ответов детей)
-Значит, снег образует снежный покров.
-Из чего образован снег? (из снежинок)
-Вы знаете, как образуются снежинки?
-Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(видео об образовании снежинок)
-Посмотрите, какие снежинки разные.
-Закройте глаза, представьте каждый свою снежинку.
-Снежная королева разбила снежинки, осколки могут оказаться и среди нас, и в лесу. Но где же они?
-А что это около ели? (находят блестящую коробочку)
-Заглянем в нее?
-Что это? (осколки от снежинки)
-Чтобы собрать снежинку нам помогут задания. Вы согласны?
2. Активизация словаря прилагательными.
-Предлагаю выполнить первое задание.
-Перед вами лежат конверты. Достаньте карточку с волнистой линией.
-Предлагаю сказать, какая снежинка и из этих линий выложить снежинку.
-Можно, я первая начну и обозначу центр снежинки? (называю определение)
(дети кладут свои линии к центру и называют определения)
-Молодцы, вы много слов назвали. А теперь из всех предложенных вами слов надо выбрать 2 слова, но самых подходящих для снежинки.
-Символы поместим на ветках ели. Эти слова начнут наше стихотворение.
-Молодцы, вы подобрали самые точные слова-признаки к слову СНЕЖИНКА. За это получаете 1 осколок (осколок крепится на магнитной доске)
2. Активизация глагольного словаря.
-Чтобы получить второй осколок от снежинки, достаньте из конвертов карточки с двойными прямыми линиями. Этим символом обозначим действия.
-Какие действия может совершать снежинка?
-Я выкладываю серединку снежинки и называю слово-действие. Теперь предлагаю назвать ваши слова и положить части снежинки.
(дети выкладывают снежинку)
-Из всех названных слов-действий выберите 3 самых подходящих действий к слову СНЕЖИНКА.
-Эти символы поместим на ветви ели.
-Молодцы, вы выделили самые подходящие действия. За это получаете второй осколок (прикрепить к магнитной доске)
3. Физминутка.
-Я потрогала снежинки и у меня замерзли руки. Я надену рукавицы. Предлагаю и вам их одеть.
(надевают рукавицы)
-Теперь руки в тепле. Предлагаю слепить снеговика.
(музыкальная физминутка с ускорением темпа «Лепим, лепим снежный ком»)
-Молодцы, веселый снеговик получился.
-Сдуйте снежинки с рукавиц. Вдох – через нос, выдох - через – рот.
-Согрелись руки? Снимите рукавицы.
(дети снимают рукавицы)
-Мы здорово поиграли и за это получаете еще один осколок.
(часть снежинки прикрепляется к мольберту)
3. Составление предложения.
-Снежная Королева наблюдает за нами. Надо постараться.
-А в моем конверте я нашла еще одну карточку.
-Что обозначает эта полоска? (предложение)
(поставить карточку в пособие)
-Вспомните, какие слова-признаки мы подбирали к слову СНЕЖИНКА?
-Какие слова-действия мы называли?
-Составьте с этими словами предложения.
-Молодцы, красивые предложения у вас получились. За это получаете 4 осколок (осколок крепится на мольберте)
4. Подбор слова-резюме.
-Осталось подобрать последнее слово в необычном стихотворении. Оно должно быть не случайным.
-Для меня снежинка – это блеск (выставляется символ)
-Чем снежинка является для вас?
-А снежинка красивая? Значит, это что? (красота)
-Снежинка вызывает у вас радостное настроение, значит, это что? (радость)
-Радость, красота, блеск. Последним словом в необычном стихотворении могут быть эти слова.
-За эти правильные слова получаете еще один осколок (выставляется 5 осколок)
-Посмотрите, какая красивая снежинка у нас получается. Осталось пододвинуть части и рассказать необычное стихотворение.
5. Составление синквейна.
-Вспомните, о чем говорила Снежная Королева, что поможет соединить части? (стихотворение)
-Обычное стихотворение?
-Можно, я первая расскажу необычное стихотворение?
Снежинка.
Резная, блестящая.
Падает, ложится, тает.
Резная, блестящая снежинка легла Барбосу на нос.
Блеск.
-А если вы будете добавлять другие слова о снежинке, получится другое ваше необычное стихотворение.
-Молодцы, у вас получились стихотворения.
III. Итог:
-Посмотрите в окно, вон там улетает Снежная Королева.
(на детей бросить горсть искусственного снега)
-Не удалось ей сломать красивые снежинки. Трудолюбие нам помогло.
-Что помогло восстановить кристаллы снежинки? (необычное стихотворение