НАТАЛЬЯ НАЗАРОВА
Конспект ООД по развитию речи «Поможем Маше подготовиться к школе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка
Новоузенского района Саратовской области
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
Тема: «Поможем Маше готовиться к школе»
Подготовила
воспитатель
Назарова Н. С.
2019 год
Образовательная область Речевое развитие
Темочки:
Тема «Поможем Маше готовиться к школе»
Цель Практическое овладение нормами речи
Задачи приоритетной области
Обучающие Развивающие Воспитательные
Совершенствовать связную речь, творческое воображение; умение соотносить предметные картинки, обосновывая свой выбор; упражнять в рассуждении; упражнять в умении пересказывать сказки последовательно, упражнять в умении подбирать рифму, составлять предложение с заданным словом, в умении делить слова на части, умение называть предметы выделяя заданный звук.
Продолжать развивать речь как средство общения; закреплять правильное, развивать слуховое внимание; формировать логическое мышление и навыков восприятия; мелкую моторику, мышление и невербальное общение (мимика, укреплять мышечный аппарат, формировать правильную осанку, постановку корпуса, рук ног и головы, совершенствовать навыки координации. Способствовать проявлению сотрудничества, желанию слышать других и стремлению быть понятым другими, способствовать проявлению эмпатии по отношению к другим людям, готовности прийти на помощь товарищам.
Методы и приёмы наглядный, словесный, практический: образец, повторение, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вспомогательные вопросы
Словарная работа Активизация и обогащение словаря
Предшествующая работа Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, подбор рифмы, умение находить предметы и слова с заданным звуком
Наглядный и раздаточный материал, атрибуты, инвентарь
Для воспитателя Для детей
Игрушка «Маша», Дидактические игры «Найди пару» ,«Что сначала, что потом», предметная картинка «лиса», «самолёт», «стул», стол», «слива», пособие «Звуковые часы» фишки-призы, раскраска на каждого ребёнка; мяч. Пеналы по количеству детей с прямоугольниками и квадратами.
Ход ООД:
1. Мотивационная часть.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг и вспомним какое бывает настроение. («грустное и весёлое»). Покажите. (мимика детей). А как можно плохое настроение превратить в хорошее? («улыбнуться»). Так улыбнитесь друг другу скорей! От улыбок ваших станет всем теплей! (Дети улыбаются друг другу).
- К нам пришла гостья! Вы узнаете кто, если отгадаете загадку:
«Наша девочка с хитринкой-
Забралась она в корзинку.
За плечами у медведя
С пирожками вместе едет
Как смешно на них смотреть –
Это …. (Маша и медведь).
- Да! Молодцы!
Воспитатель: - Маша скоро пойдёт в школу и просит помочь ей подготовиться.
- Поможем? А вам эти знания пригодятся(«да») Зачем(«чтобы хорошо учиться, быть грамотными, чтобы мозг развивался»)
2. Основная часть.
- Хорошо! Но прежде чем мы узнаем задания, давайте вспомним правила хорошего поведения. А заодно поиграем в игру «Доскажи словечко».
«Слушаем внимательно, выполняем задания … старательно.
Ответить хочешь не кричи, а только руку … подними.
За столом сидим мы стройно и ведём себя … спокойно».
Молодцы! А за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание вы будете получать фишки призы. В конце занятия мы увидим кто был более активным и внимательным. Готовы! (ответы детей). Ну, значит приступаем!
1. Задание «Найди пару». Перед вами на наборном полотне предметные картинки, на столах у вас тоже картинки, ваша задача найти пару своей картинке. ( Например: «молоток нужен для того чтобы забить гвоздь», «цветы надо поставить в вазу», «пила для того чтобы распилить бревно», «иголка с ниткой, чтобы шить», «топор нужен для того, чтобы колоть дрова», «собака любит грызть кость», «белка любит грызть орешки», «кисточка и краски для того чтобы рисовать», «пуговица на платье нужна для того чтобы легче снимать и одевать платье», «ручка нужна для того чтобы писать в тетради»). Молодцы! Мне понравились ваши ответы! (Воспитатель вручает фишки наиболее внимательным детям). Внимание! Спинка прямая. Продолжаем!
2. Задание «Что сначала, что потом». Машенька совсем запуталась и никак не может вспомнить последовательность событий в сказке. («Заюшкина избушка»). На мольберте русская народная сказка… «Заюшкина избушка». Вам нужно расставить все события сказки по порядку и пересказать сказку по каждой картинке. А все остальные ребята будут слушать внимательно и дополнять пересказ. Хорошо! (Воспитатель вызывает к мольберту первого ребёнка) – С чего начинается сказка? ««Жили-были») Наводящие вопросы: - Кто первым пытался прогнать лису из заюшкиной избушки(«собаки») – Что они говорили(«Гав,гав, поди лиса вон!») –Что они услышали в ответ? («Как выскочу, как выпрыгну полетят клочки по закоулочкам», - Кто пытался прогнать лису после собак? («Медведь») – Что случилось потом? («медведь не прогнал лису») – Кому удалось прогнать лису(«петуху») – Какие слова говорил петух(«Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди лиса вон!») – Что было дальше? («Петух выгнал лису») -Как вы думаете какая лиса? («хитрая, проворная») -Что вы можете сказать о зайчике? («добрый, доверчивый, отзывчивый») - У сказки хороший конец? («Да»)- Правильно! Добро побеждает зло!
Вот так молодцы! Мне понравился ваш пересказ. (Воспитатель раздаёт фишки за ответы)
3. Задание «Подбери рифму». ( воспитатель называет слова: «Мышка-…», «Мишка-…», «Зайчик-…», «Печка-…», «Волчок- …», «Кран-…», «Бантик - …» и т д. Молодцы!
А сейчас Маша предлагает нам поиграть. И немного отдохнуть.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (Наклоны вправо, влево.)
А в часах сидит кукушка
У неё своя избушка (Дети делают присядку)
Прокукует птичка время
Снова спрячется за дверью (Делают присядку)
Стрелки движутся по кругу (Вращение туловища вправо)
Повернёмся мы с тобой,
Против стрелки часовой (Вращение туловища влево)
А часы идут, идут. (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают (Замедление темпа)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят. (Бег на месте)
То они совсем встают. (Останавливаются)
Если их не заведут.
- Вот и кончилась разминка. Сели и все держим спинку!
4) Задание «Составим предложение» (Воспитатель загадывает загадку. - Отгадайте загадку:
«Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. … «Лиса». (Воспитатель показывает картинку «лиса».) – Предлагаю составить предложение, обозначив каждое слово прямоугольником. (дети пользуются пеналами). – Прочитай своё предложение, Егор! А сейчас, Маша прочитает своё предложение! Ваня, прочитай нам своё предложение (дети читают). Илюша, какое слово у тебя стоит на первом месте? А у тебя, Вадим(«лиса»). Какое слово у тебя последнее, Арина? А у тебя, Даша? («зайца») Дарина, какое слово у тебя стоит между словами «лиса» и «зайца»? А у тебя, Влад? («ловит»). Молодцы! Вы были очень внимательны! (Воспитатель раздаёт фишки детям).
5) Задание «Волшебные часы». – Давайте, назовём все картинки на наших звуковых часах! - Найдите самое длинное слово на наших звуковых часах. Какой стрелкой мы его обозначим? («длинной стрелкой»). – Карина, а есть ли ещё длинные слова? («да»). Переведи стрелку на это слово! (ребёнок выполняет задание). Саша, а ты можешь найти длинное слово? Назови его (выполняет задание). А сейчас, мы с Вами найдём самое короткое слово! Наташа, назови короткое слово! (выполняет задание). Толя, какой стрелкой мы его обозначим? («короткой») А Егор, можешь ещё найти на наших часах короткое слово? («Да») Переведи, пожалуйста, стрелку! (Выполняет задание) Давайте составим схему слова при помощи квадратов. (Воспитатель показывает указкой на слово) Сколько частей в этом слове? Как проверить? (Дети отвечают и показывают) Сережа, прочитай своё слово! Илюша, прочитай ты! Коля, прочти своё слово! (выполняет задание). На сколько частей ты разделил слово?. и также с остальными словами. Молодцы! (Вручает фишки) Мне очень понравилось как вы делите слова на части.
6) Задание «Назови слово со звуком» - Давайте посмотрим на наборное полотно! (Воспитатель обращает внимание детей на предметные картинки, выставленные на него и предлагает их назвать «самолёт, стол, слон, стул, слива, лиса») – Какой звук, повторяется чаще всего? («повторяется звук «с»). Маше плохо удается находить слова со звуком «с». Давайте ей поможем! И сыграем в игру «Назови слово со звуком «с». Проводится игра с мячом. Воспитатель раздаёт фишки наиболее активным детям.
3. Заключительная часть.
Маша, благодарна вам за помощь!
- Давайте, теперь мы посчитаем свои фишки! (дети считают фишки). (Воспитатель, определяет самого ребёнка с наибольшим количеством фишек) – Сколько, у тебя фишек? (ответы детей) – Давайте похлопаем за активную работу (хлопают) А за грамотные ответы и внимание отметим! (хлопают). Скажите, понравилось ли вам готовиться к школе (да) Что запомнилось (ответы детей) Какое задание для вас было самым лёгким? (ответы детей). какое задание вызвало у вас затруднение? А у тебя? Хотели бы вы ещё встретиться с Машей?