Иванова Елена
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Чудо-дерево» и Кисонька-мурысонька»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ.
Формирование предпосылок для развития связной речи, взаимосвязано развивая все виды её.
ЗАДАЧИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-расширение и конкретизация представлений о внешнем виде кошки, образе жизни, повадках её;
-знакомство с обобщающим понятием «домашние животные»;
-подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр;
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- «Кисонька - Мурысонька», потешка
- Темочки
Формирование правильного звукопроизношения, чёткой артикуляции звуков в звукосочетаниях и словах;
-обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений ребёнка об окружающем мире; активизирование разных частей речи : существительных, прилагательных, глаголов;
-формирование умения различать слова с противоположным значением (большой- маленький);
-обучение способам словообразования : название детёнышей животных, кличек кошачьих по названному признаку (чёрная-Черныш, существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами (зубы- зубищи- зубки);
-развитие умения согласовывать слова в роде, числе;
-формировать умение строить предложения, в т. Ч. С использованием картинок- моделей с действиями, соединять их в связные высказывания на элементарном уровне;
-обучение пониманию вопроса и умению отвечать на него, побуждая к описанию животного, его качеств и действий;
-развитие навыков диалогической речи (умения слушать товарища и воспитателя, отвечать на вопросы).
РАЗВИВАЮЩИЕ :
-развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
-развитие артикуляционного аппарата, правильной артикуляции звуков;
-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, речевого дыхания;
-развитие интонационного чутья, умения менять высоту голоса, чётко и ясно произносить звукосочетания и слова;
-развитие мышления (при подборе кличек, моделировании и др.);
-развитие коммуникативных умений (поддержать диалог со взрослым);
-развитие интереса к загадкам, потешкам, желания драматизировать их, имитировать действия в соответствии с текстом.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формирование познавательного интереса к окружающей действительности;
-воспитание любви к животным,желания ухаживать за ними;
-воспитание доброжелательности, отзывчивости.
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ: игры подвижные, дидактические, имитационные; сюрпризные моменты, беседа, вопросы;, наглядность.
ОБОРУДОВАНИЕ: «Чудо- дерево» с мешочками вместо листьев, игрушки-животные:лошадь, корова, свинья, козёл; картинка кошки из 4 частей; шапочки кошки, кота, свинки для драматизации; «речка и мостик»; рисунки- модели (кошка в разных позах); мяч для подвижной игры, картинки разных котят, мягкие игрушки-кошки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА,
Рассматривание домашних животных и их детёнышей, звукоподражательные игры, имитационные; чтение потешек о животных, заучивание некоторых наизусть, драматизация их; подвижные игры, дидактические и словесные; разгадывание загадок; дыхательные пальчиковые игры по теме, работа с картинками- моделями.
Ход ООД.
ПСИХОГИМНАСТИКА «ТЕПЛО И УЛЫБКА». Дети, встав в круг, берутся за руки.
Воспитатель. Чувствуете, как тепло ваших рук передаётся товарищу!
А теперь улыбнитесь друг другу! Какое стало настроение у вас? (радостное, приятно)
Улыбнёмся нашим гостям и поздороваемся с ними.
Я знаю, что вы любите путешествовать. Поэтому я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ «ВОЗДУШНЫЙ ШАР».
Воспитатель. Полетим на воздушном шаре!
Вдох- руки вверх
Шар поднимается, летит (бег на носочках). Шар может лететь ниже-опускается (выдох, руки вниз).
Высоко в небе- облака, можно до них дотронуться (потянуться на носочках)
А на земле растёт трава, цветы (наклон)
Дыхательное упражнение «Понюхаем цветы»
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ «ЧУДО- ДЕРЕВО» С МЕШОЧКАМИ ВМЕСТО ЛИСТЬЕВ».
Воспитатель. Ну вот мы уже в сказочной стране! Смотрите, какое необычное дерево.
Интересно, что там в мешочках! (снимает один и заглядывает внутрь)
Ребята! Волшебное дерево, «чудо- чудо расчудесное», обещает подарить вам красивую картинку, если вы отгадаете, что в мешочках.
ЗАГАДКИ
-Большая, рогатая, ест зелёное, даёт белое.
-С бородой, а не дедушка, даёт молоко, а не корова.
-4 ноги, 5-ый хвост, а 6-ая- грива.
-Нос пятачком, хвост крючком.
После каждой отгадки проводится короткая БЕСЕДА- ИГРА «ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ» и «КАК «ГОВОРЯТ» ЭТИ ЖИВОТНЫЕ»
После обнаружения в мешочке игрушечной свинки проводится ИГРА- ДРАМАТИЗАЦИЯ по потешке «Свинка Ненила».
А после каждой правильно отгаданной загадки «чудо –дерево» дарит детям часть большой картинки.
БЕСЕДА О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.
После отгаданных загадок животные – игрушки вынимаются из мешочков и выставляются на подносе.
Воспитатель.
-Как можно одним словом назвать всех этих животных? (домашние)
-Почему? (живут дома, с человеком, люди ухаживают за ними)
-Как ухаживают? (кормят, поят, строят домики, ухаживают за ними)
А теперь вернёмся к картинкам, которые подарило нам «чудо- дерево». Их нужно сложить вместе и тогда увидите, кто там нарисован.
СКЛАДЫВАНИЕ КАРТИНКИ ИЗ 4 ЧАСТЕЙ (на магнитной доске) Получился КОТ полосатый!
-Вам нравится кот? Что нравится у кота?
-Обратите внимание, какого цвета кот? (белые и жёлтые полоски)
-На кого он с такими полосками похож? (на тигра).
-Тогда какую кличку ему можно дать? Ведь у нас есть имя, be кошек и других животных тоже есть оно, но только – кличка. Так как назовём кота? (Тигрёнок, Полосатик)
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «НАЗОВИ КОТИКА»(по окраске его на картинках, которые показывает воспитатель) : белый- Снежок, Белыш; чёрный- Черныш, Уголёк; рыжий (жёлто- оранжевый) – Рыжик.
-А ещё можно назвать кота по любимому его действию. Как вы думаете, какую кличку можно дать котёнку, который любит играть? (Игрун)
-А если царапается? (Царапка) и т. Д.
Представьте, что кот спрыгнул с картинки и мы сейчас его погладим. ИМИТАЦИЯ поглаживания кота по спинке.
-Чувствуете рукой, какая шёрстка у кота? (мягкая, пушистая, бархатистая, тёплая)
ФИЗК. / МИНУТКА по потешке «Как у нашего кота шубка очень хороша…»
БЕСЕДА по потешке :какие усы? Какие глазки? А зубки? (белые).
-Какие ещё зубки? (острые, крепкие).
-А зачем зубки коту? (есть, кусать, мышку ловить).
-Что ещё помогает коту ловить мышек? И как? (уши- слушать, где мышка скребётся; усы – ЧУЯТЬ мышку; когти- хватать мышку)
-Какие когти? (острые, крепкие). Где находятся? (в лапках) Не мешают ли коту ходить? (нет, он их прячет, а выпускает только тогда, когда ловит мышку)
ПАЛЬЧИКОВА Я ИГРА «КОГОТКИ И ЛАПКИ».
Точит кошка коготки (царапают ногтями колени,
Очень острые они.
А кошачьи лапочки (помахивают вперёд руками, слегка сжатыми в кулак)
Мягкие, как тапочки.
-Так как же ходит кошка? (мягко, неслышно, легко, чтоб мышки не услышали).
ИМИТАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАК ХОДИТ КОШКА»
-Вы так неслышно ходили, как настоящая кошка. Поэтому мышки совсем не услышали кошку и развеселились в своей норке! Пусть ваш ротик будет норкой, а язычок- мышкой.
АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «МЫШИ РЕЗВЯТСЯ В НОРКЕ» («Орешки», «Качели», «Часики»; со звуками : «Барабан», «Пистолет»)
-Так расшалились мыши, что выбежали из норки и стали водить хоровод вокруг спящего кота.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД»
-Пока кот ловит мышей, Кисонька- Мурысонька отправилась погулять к речке.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПОТЕШКИ ДЕТЬМИ, ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ по тексту.
Через речку брошен мостик.
Там мелькнул кошачий хвостик,
Бархатная спинка, в лапке хворостинка.
-Побежала дальше и встретилась с котом Васькой.
РАЗЫГРЫВАНИЕ ПОТЕШКИ- ДИАЛОГА.
- Кисонька – Мурысонька, ты где была?
- На мельнице!
-Кисонька – Мурысонька, а что ты там делала?
- Муку молола.
- Зачем муку молола?
- Прянички печь.
Воспитатель.
-А теперь вы все- котятки. СЛОВЕСНО –ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИГРА «РАССКАЖИ и ПОКАЖИ, ЧТО УМЕЮТ ДЕЛАТЬ КОТЯТА» (прыгать, выгибать спинку, шипеть, кусать, мурлыкать, царапать, стеречь мышку, мяукать)
-Послушайте историю про одного котёнка. Светило солнышко, и котенок весело прыгал и радостно мяукал… КАК? (дети «мяукают» радостно) Вдруг выскочила большая собака и зарычала Котёнок испугался и замяукал КАК? («мяукают» испуганно). Он побежал быстро по дорожке, не увидел своей мамы и ему стало грустно и он замяукал грустно… КАК? Но вдруг из- за кустика выбежала мама. Котёнок ей рассказал жалобно, что с ним произошло…КАК? Мама успокоила его, и он опять замяукал радостно… КАК?
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПО КАРТИНКАМ.
Кошка прислала свои фотографии. По пути 2 из них порвались. Нужно сложить
2 ребёнка складывают большую и маленькую кошку.
Пока дети складывают, проводится ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КОШКА»
Поставлю ладошку, покажу кошку. Вот кулак, вот ладошка.
На ладошку села кошка. И крадется, и крадётся… Будто мышка там!
ЧИСТОГОВОРКА С ИГРОВЫМ САМОМАССАЖЕМ.
-ТА- ТА- ТА- хвост пушистый у кота.
-ША- ША – ША- шубка очень хороша.
-СА- СА- СА- наша кисонька- краса. (поглаживание по шее).
-СЫ- СЫ- СЫ- СЫ- есть у кисоньки усы (поглаживание по щёчкам).
-ИСА- ИСА- ИСА- с бантиком играет киса (поглаживание по груди).
-ИСЫ- ИСЫ- ИСЫ- молоко для кисы (по животику)
РАССМАТРИВАНИЕ выложенных из геометрических фигур котов.
-какие по размеру? (большой и маленький)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ по образцу (у большущего кота не зубы, а ЗУБИЩИ, а у маленького- зубки;
УСИЩИ- УСИКИ; ЛАПИЩИ- ЛАПКИ; КОГТИЩИ- КОГОТОЧКИ; ГЛАЗИЩИ – ГЛАЗКИ)
Воспитатель.
Потягушки- потягушки («котята» потягиваются! Где ж любимые игрушки? С чем кошка любит играть? (клубочки, мячик, шарик воздушный)
-Надуем шарик для кошки?
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ШАРИК» с упражнением- произнесением ЗВУКА «С» и «Ш»
Воспитатель.
Кошка поиграла и есть захотела Предложим ей угощение.
ИГРА УГОСТИМ КОТА».Воспитатель называет продукты, которые кот любит есть, а так же те, что кошки не едят. Дети жестами и мимикой, а также произнесением «МЯУ» разным тоном показывают, что кошка ест, а что- нет.
-Назовите, что ещё любит есть кот.
Воспитатель.
Наше сказочное путешествие заканчивается. Вам понравилось? Мы прощаемся с такими разными кошками и возвращаемся в садик. Ой, что деревце веточкой махнуло. Смотрите, какая –то корзиночка. Это нас Кисонька- Мурысонька угощает пряничками, которые испекла из муки. Скажем спасибо и кошке, и чуду- дереву. А теперь закройте глаза. 1-2-3-вот мы и снова в группе.