Ольга Шинкарева
«Путешествие в сказку». Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии «Карты Проппа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии «Карты Проппа» в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»
Составила: воспитатель ДОУ № 44
Шинкарева Ольга Владимировна
Цель: развивать грамматический строй речи при помощи дидактических речевых игр и технологии «Карты Проппа»
Задачи
Публикация «„Путешествие в сказку“, Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии „Карты Проппа“ в старшей группе» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Образовательные:
- формировать умение пересказывать сказку с опорой на карты Проппа;
- актуализировать словарь детей по лексическим темам «Ягоды», «Грибы», «Сказочные герои», «Животные», «Птицы»;
- упражнять в образовании приставочных глаголов, винительного, родительного, творительного падежа имен существительных, подборе антонимов, выделении общего у нескольких объектов и нахождении лишнего, образовании притяжательных, относительных прилагательных;
Развивающие :
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам, сопереживание героям;
- формировать умение работать в команде.
Оборудование: карты Проппа, картинки с сюжетами из сказки, картонные фигурки пирожков с изображенными на них начинками, дидактическая игра «Четвертый лишний», проектор, презентация.
Предварительная работа: чтение сказки «Красная шапочка», игры с картами Проппа («Любимый сказочный герой», «Кто на свете всех злее», «Заветные слова», «Хороший и плохой», «Образ — рисунок», дидактическая игра «Четвертый лишний».
I Вводная часть.
В группе заранее развешаны карты Проппа в определенной последовательность, в которой дети будут передвигаться по группе.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочный лес вместе с героями сказки, которую я вам сейчас загадаю.
Темный лес, цветы, тропинка,
Девочка — в руках корзинка.
Пирожки в корзинке той,
Масло бабушке больной.
Серый волк уж тут как тут:
- Как тебя, дитя, зовут?
Дети: Красная Шапочка!
Воспитатель: Совершенно верно, мы отправляемся в сказку «Красная Шапочка». А помогать нам в этом будут наши волшебные карточки. Ну что, вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова «1,2,3 покружись, в гостях у сказки окажись!».
II Основная часть
Ну вот мы и в сказочном лесу и первая карта- помощницу на нашем пути, это?
Дети: «Жили-были».
Пересказ части сказки, относящейся к данной карте. (Проекция сюжета на экран)
Воспитатель: Какая же следующая карта?
Дети: «Герой покидает дом». Что же произошло и куда отправилась Красная Шапочка?
Пересказ части сказки, относящейся к данной карте. (Проекция сюжета на экран)
Воспитатель: А следующая карта, это карта…
Дети: «Запрет»
Воспитатель: Что же сказала мама дочке?
Дети: Чтоб она в лесу не разговаривала с незнакомцами.
Воспитатель: Девочка пошла в лес с корзинкой пирожков. А пирожки все разные. (Присесть на «полянку». Раздать детям пирожки из корзинки) Давайте посмотрим, какие же пирожки были в корзинке у Красной Шапочки.
Если пирожок с малиной, значит начинка у него будет какая?
Дети: Малиновая
- с грибами -
- с клубникой -
- со смородиной -
- с мясом -
- с творогом -.
Воспитатель: Что же произошло дальше?
Дети: Но Красная Шапочка нарушила запрет.
Воспитатель: И правда, об этом говорит наша следующая карта, которая обозначает «Нарушение запрета».
Пересказ части сказки, относящейся к данной карте. (Проекция сюжета на экран)
Воспитатель: Следующая карта…
Дети: «Враг начинает действовать»
Пересказ части сказки, относящейся к данной карте. (Проекция сюжета на экран)
Воспитатель: Волк побежал по короткой дорожке, а Красная Шапочка по. (длинной); с правой стороны деревья были высокие, а с левой кусты. (низкие); в начале леса растительность была редкая, а в середине. (густая).
В лесу росли грибы, ягоды. Дидактическая игра «Четвертый лишний». (на экране)
земляника — ежевика — абрикос — малина;
подберезовик — боровик — опята — дыня;
смородина — брусника — киви — черника;
лисички — масленок — шиповник — трюфель.
Воспитатель: В лесу было много животных и птиц. Кого много в лесу?
Дети: медведей, волков, лис, зайцев, оленей, дятлов, сов, соек и т. д.
Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь.
Вот Дюймовочки слова:
Чтоб спина была пряма,
Поднимайтесь на носочках
Словно тянетесь к цветочкам.
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо 8 раз.
Красной Шапочки совет:
Проживешь ты много лет,
Если будешь приседать
1, 2, 3, 4, 5.
Дала нам сказка отдохнуть,
Отдохнули, снова в путь.
Воспитатель: Следующая карта…
Дети: «Ложный герой»
Пересказ части сказки, относящейся к данной карте. (Проекция сюжета на экран)
Воспитатель: Что произошло дальше нам поможет узнать эта карта.
Дети: «Разоблачение ложного героя»
Пересказ части сказки, относящейся к данной карте. (Проекция сюжета на экран)
Дальше дети самостоятельно передвигаются по группе в заданном маршруте и пересказываю сказку с опорой на карты «Помощник», «Враг оказался повержен», «Счастливый коне».
Пересказ части сказки, относящейся к данной карте. (Проекция сюжета на экран)
Воспитатель: А эта карта обозначает «Мораль». Что же мы должны понять из этой сказки.
Дети: Доверять незнакомцам нельзя, нельзя рассказывать все чужим людям и разговаривать с ними на улице. Надо слушать то, что говорят и советуют твои родные и близкие люди.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вернуться в детский сад. Для этого нужно сказать волшебные слова. «1, 2, 3, 4,5 повертелись, покружились, снова в группу возвратились».
III Заключительная часть.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что же мы с вами делали, что нового узнали? Что поняли для себя?