ирина замышляева
Дидактическое пособие «Карты Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор.
Использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:
1. Расширяет и активизирует словарный запас детей, помогает совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
2. Развивает наглядно — образное и формирует словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.
3. Развивает интерес к художественной литературе, как образцу речи.
4. Способствует повышению поисковой активности.
Публикация «Дидактическое пособие „Карты Проппа“» размещена в разделах
5. Воспитывает человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.
6. Помогают соблюдать последовательность при пересказе сказок, и проявлять самостоятельность в сочинении своих.
Как же работать с картами Проппа?
На первом этапе изготавливаем карточки Проппа вместе с детьми. Таким образом дети лучше запомнят их значение.
На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.
«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.
«Кто на свете всех злее (милее, умнее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.
«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (скатерть – самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка). «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.
Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.
На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.
Можно сочинить сказку, опираясь на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров