Наталья Родионова
Конспект ООД по развитию речи «Составление описательного рассказа о картине» А. К. Саврсасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39».
по речевому развитию
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Составила :
воспитатель
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Составление описательного рассказа о картине“ А, К, Саврсасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Родионова Наталья Владимировна
Тема «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Компоненты интеграции.
Познавательная, речевая, художественно-эстетическая.
Цель. Уточнение представлений о весне как времени года.
Программные задачи.
Образовательные.
- Систематизировать знания детей о весне, весенних явлениях.
- Обеспечить узнавание образов весеннего чуда в стихах, звуках музыки, картине художника.
- Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из 5-6 предложений по предложенному плану, соблюдая композицию рассказа.
- Добиться использования в речи разных синтаксических конструкций, образных слов и выражений.
- Совершенствовать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально.
- Обогащать словарь искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукции).
Развивающие.
- Способствовать развитию личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность).
- Способствовать художественному видению пейзажной картины; стимулировать желание внимательно ее рассматривать.
- Содействовать развитию умений согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
Воспитательные.
- Приобщать детей к словесному, музыкальному и изобразительному искусствам.
- Помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.
Методические приемы.
Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию, принятие роли и выполнение действий в соответствии с принятой ролью.
Диалогический метод: беседа.
Творческие методы: презентация, импровизация.
Метод совместного обучения: совместное решение поставленной задачи.
Прием, обеспечивающий эмоциональную активность: использование воображаемых ситуаций, сюрпризный момент.
Прием, повышающий интерес: использование презентации, художественного слова, сенсорная панель.
Игровой прием: подчинение учебной деятельности правилам игры.
Коррекционные методы: психогимнастика, ритмопластика, логоритмика.
Методическое обеспечение.
Видео слайды с весенней тематикой. Видео презентация с произведениями известных художников. Музыкальная запись произведений П. И. Чайковского из альбома «Времена года. Весна», Ж. Массе «Элегия». Репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Предварительная работа.
Наблюдения за весенними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о весне. Чтение и заучивание стихов и песен. Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня почтальон Печкин принес нам журнал. Давайте рассмотрим этот журнал.
(на экране появляется изображение Печкина)
(дети рассматривают журнал)
А кто принимает участие в составлении журналов, газет? (Журналисты)
Какими должны быть журналисты (Умными, грамотными, честными, интересными)
Ребята, а хотите сегодня стать журналистами и создать свой журнал?
Темой нашего журнала будет ответ на загадку:
Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже –…. (весна)
Воспитатель. Красоту, волшебство и величие русской природы весной воспевали художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой. Вот и мы наш журнал посвятим весне.
(на экране слайды весеннего пейзажа)
Перед вами первая страница нашего журнала. Как мы его назовем, подумайте? («Весна», «Весна - красна», «Весна - чудесница»)
Итак, наш журнал называется «Весна - чудесница».
(на экране слайд – капают дождинки-капельки)
А вот и вторая страница. Посмотрите, какая она веселая, как забавно капают дождинки, будто приглашают поиграть. На странице «Игралочка» мы поместим веселые загадки.
(дети загадывают загадки, на экране слайды с отгадками)
Дети. – Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый (Ручей)
За окном звенит она
И поет: «Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!»
Слышно с крыши:
«Шлеп-шлеп-шлеп!»
Это маленький потоп. (Капель)
Воспитатель. Посмотрите, как играют капельки, как бы дружат друг с другом.
(на экране картинка с изображением падающих дождинок)
(дети выполняют ритмопластику под музыку Ж. Массне «Элегия»)
Воспитатель. Ой, посмотрите, одна из дождинок прилетела к нам поиграть. Будем передавать ее по кругу и называть какая бывает весна. (Веселая, интересная, дождливая, красивая и т. д.)
(дети присаживаются на стулья)
Воспитатель. Перейдем к третьей странице нашего журнала. Она – поэтическая.
(на экране – портрет Агнии Барто)
Кто хочет прочитать стихотворение А. Барто о весне?
(ребенок читает наизусть, на экране показываются иллюстрации)
Холодная весна
Уже весна в календаре,
Но всюду лужи во дворе,
И сад пустой и голый.
Везде вода течёт рекой,
Давно пора сажать левкой
На клумбах перед школой.
Давно купили семена,
И вдруг — холодная весна.
Воспитатель. Да, действительно, многие поэты в стихах прекрасно описали красоту весенней природы и передали нам свой восторг.
Открываем страницу – музыкальную. Исполним хоровод «Весняночка»
(дети выполняют логоритмическое упражнение)
Воспитатель. Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.
Посмотрите, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе.
(дети рассматривают на экране репродукции русских художников о весне с сопровождением музыкальной записи произведения П. Чайковского «Весна. Из альбома «Времена года»)
Воспитатель. Чем картины отличаются друг от друга? (Сюжетом)
Но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом? (Пейзажем)
Психогимнастика «Природа вокруг нас» (звучит мелодия)
(на экране появляются, сменяя друг друга слайды соответствующее содержанию текста)
- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.
Воспитатель. Давайте поместим в нашем журнале статью о картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
(на экране репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»)
- Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».
- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда)
- Расскажите о грачах. Что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные. Они громко кричат, делятся впечатлениями о путешествии на родную землю. Они рассказывают о своих планах на будущее, о том, как вырастят птенцов, будут их учить летать и т. д.)
- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревенских домиков, церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес)
- Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда хорошо держатся. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева)
- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками, оно еще неяркое, ленивое. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака).
- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю).
- Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т. д.)
- Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным и т. д.)
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, тепло весны)
- Ребята, вам понравилась картина? (Ответы детей)
- Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?
- Рассказать о солнце и о небе?
- О снеге и облаках?
- О наступающей весне и уходящей зиме?
- О березах и о крикливых грачах?
Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети по желанию рассказывают по картине).
Воспитатель. Какую же главную мысль нашей словесной картины мы донесли до читателей? (Как прекрасна наша родная русская природа. Природа – красота и богатство, и ее надо охранять и беречь).
Воспитатель. Ну что же, журнал наш готов. Вы славно потрудились, и я думаю, наш журнал наверняка понравится читателям. А вам понравилось быть журналистами? И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки.
Литература.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Констекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – М: Центр педагогического образования, 2008.