Ольга Корнильцева
Занятие для подростков 8–11 класса со сложными жизненными ситуациями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Зонтики. Метафора совладания со сложными жизненными ситуациями»
Пояснительная записка
Занятие может быть предложено автономно отдельно или встроено в цикл реализуемых коррекционно-развивающих программ. Предложенное коррекционно развивающее занятие расчитано на аудиторию старшеклассников, которое может быть использовано при реализации программы работы с подростками девиантного поведения, с подростками с тревожными состояниями, с подростками переживающие кризисные состояния в своей жизни, при реализации программы для старшеклассников на снижение экзаменационной тревожности.
Цель занятия:
Создать условия для личностного роста подростков, сформировать навыки уверенного (социально – адекватного и личностно - продуктивного) поведения у подростков.
Задачи занятия:
1. Формирование положительной адекватной самооценки и повышение уверенности в себе.
2. Обучение навыкам саморегуляции, умений справляться с негативными эмоциями.
3. Способствовать развитию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, умений разрешать конфликтные ситуации.
4. Знакомство и обучение подростков конструктивным способам психологической защиты, и копинг-стратегий в сложной или кризисной жизненной ситуации.
Категория участников:
Занятие рассчитано на подростков 15-18 лет.
Состав групп:
· Оптимальная численность 5-8 человек;
· Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;
Место проведения:
Свободная аудитория.
Форма проведения:
Групповые занятия.
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение.
Материалы: карандаши, простая бумага, ватман, колода метафорических карт «Зонтики» - 64 карты.
Занятие рассчитано на 60 мин.
Вводная часть
1. Комлимент: по кругу. Участники занятия обмениваются словами приветствия и комлиментами друг другу, стараясь найти особенно привлекательные черты в отношении партнера по занятию.
Ведущиий : Что вы чувствуете когда вам говорят приятное? Все чувства у всех разные, но тем нименее есть много схожего, Сегодня мы с вами поговорим о чувствах
2. Задание «Раскрась свои чувства».
Предлагается раздаточный материал с изображением контура человека.
Ведущий : Приготовьте карандаши: желтый, красный, голубой, оранжевый, зеленый, коричневый и черный,
Представьте, что этот человечек сказочный герой, он очень похож на вас, у этого человечка есть чувства, ощущения, которые живут в разных частях тела. Раскрасьте цветами-чувствами этого человечка, как будто это Вы говорите красками о себе.
Радость- желтый
Счастье – оранжевый.
Спокойствие – синий
Удовольствие – зелены й.
Гнев, раздражение- ярко красный.
Чувство вины – коричневый.
Страх – черный
Обсуждение полученного результата (по желанию участников занятия)
3. Упражнение «Пульс».
Ведущий : Представьте, закрыв глаза ситуацию, в которой вы испытывали большую радость, Замерить пульс в течении 15 сек
Релаксационная пауза:
Представить себе ситуацию, в которой вы испугались, разозлились (замерить пульс 15 сек)
Релаксационная пауза.
Основная часть.
4. Игра «Зонтики»
Ведущий : На Руси зонтики называют солнечниками, в древнем Китае и Египте зонт считали символом власти, Хотя это устройство предназначалось для защиты от непогоды, А поскольку зонт сконструирован для защиты от сюрпризов погоды, зонт является точной метафорой приобретенных человеком способом совладания со сложными жизненными ситуациями., и творческого приспособления к ним. Каждый человек по своему относится к настигшей его непогоде, кто то пристально вглядывается в небо, и никогда не забывает взять зонт, если видит на небе тучи, есть и такие люди, которые выходят под моросящий дождь, не боясь простуды, У каждого свои средства защиты от ненастья или палящего солнца, Итак в нашей игре «Зонт» олицетворяет метафору, образ, как мы справляемся с различными жизненными ситуациями.
5. Задание «Личный арсенал или коллекция зонтов»
Ведущий :Из колоды карт выберите те зонты, которые символически иллюстрируют имеющиеся у вас способы, позволяющие пережить, преодолеть сложную ситуацию, Расскажите в каких ситуациях они у вас появились. В каких случаях они вас спасают, насколько они вам близки, и в каких ситуациях бессильны, может быть вы хотели выбрать другой зонт.
Обсуждение в группе участников по личному выбору изличного арсенала зонтов и причины именно такого выбора.
6. Задание «Подходящий зонтик»
Ведущий : выберите себе карточки с незавершенными предложениями, которые актуальны для вас, подберите к ним подходящий зонт, расскажите как будет развиваться дальнейшая ситуация.
Пояснение: Задание «Незаконченное предложение», подкрепляемое зрительным образом возможного поведенческого выбора
7. Задание «Нить Ариадны»
Ведущий :
1. Вспомните и опишите : сложную ситуацию, с которой Вы справились не столь успешно, как хотели, или проблемную ситуацию, актуальную на сегодняшний момент, или конфликтую ситуацию из собственного опыта, в которой вы не знали как поступить.
2. Выберите карточку с изображением зонта, который точнее всего передает ваш способ реагирования в этой ситуации.
3. Как вы считаете какой способ реагирования был выгоднее, удобнее,полезнее в этой ситуации, чтобы она разрешилась благоприятно для вас и для вашего собеседника?
8. Задание «Мой портрет в лучах солнца»
На листах нелинованной бумаги подростки рисуют в произвольной форме свой портрет в лучах солнца. Создание зримого позитивного образа успешной, позитивной ситуации, и успешного позитивного пребывания в ней.
Подведение итогов
Выводы: Давайте подведем итог нашему занятию, мы сегодня работали над выбором способов поведения (стратегий) в разрешении сложных ситуаций в жизни. Мы убедились в том, что есть позитивные, полезные для обеих сторон способы поведения или совладания со сложными ситуациями, и есть не полезные способы, не эффективные способы поведения в проблемных ситуациях,и от нас зависит как мы себя поведем в той или иной не простой ситуации, а у каждого она своя.